От попадания в глубокую яму на дороге не застрахован ни один водитель. Повредить колесо или подвеску проще простого! Далеко не все автолюбители знают, что делать после происшествия: как правильно оформить такую аварию, кому предъявлять претензии, как получить компенсацию.

С наступлением тепла российские дороги, как всегда по весне, начали массово «отторгать» асфальт. В результате некоторые транспортные артерии стали больше напоминать своеобразное минное поле, которое можно и не пересечь без потерь. В ГИБДД отметили, что в последнее время поток жалоб на некачественное дорожное покрытие увеличился втрое! В Минтрансе проблему признают. Чтобы сообщать о проблемах стало удобнее, сервис «Карта убитых дорог» собираются интегрировать в информационную систему ведомства. В результате дорожники смогут оперативнее реагировать на сигналы автомобилистов.

Осенью прошлого года вступил в силу новый ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры различных дорожных дефектов и устанавливающий временные ограничения на их устранения. Так, жаловаться на яму бесполезно в случаях, когда ее длина составляет меньше 15 сантиметров, глубина менее пяти сантиметров, а общая площадь – не более 60 квадратных сантиметров. В этом случае считается, что дефект укладывается в требования госстандарта. А вот если хотя бы один из указанных габаритов превышен, водитель имеет право получить от дорожников компенсацию.

В документе сказано, что дорожные службы обязаны устранить повреждение в течение 1-12 суток с момента обнаружения в зависимости от категории дороги. На ликвидацию колеи глубиной более двух сантиметров и протяженностью более семи метров (на участке длиной 100 метров) дают больше времени – от пяти до 14 суток.

Попадание колеса в крупную яму может стать причиной серьезного ДТП. Но чаще всего автомобилисты сталкиваются с поломками. Самый безобидный исход – повреждения шины и колеса. Если удар был достаточно сильным, могут не выдержать элементы подвески и рулевого управления. Как правило, в подобных авариях страдают рычаги, опоры, ШРУСы, амортизаторы, рулевые наконечники и тяги, рулевая рейка. Сумма ремонта в зависимости от марки и модели автомобиля может достигать сотен тысяч рублей.

Не обязательно, что ремонтировать машину придется за свой счет. Но для получения возмещения от дорожников (а они, разумеется, не горят желанием выплачивать компенсации пострадавшим) нужно правильно оформить ДТП. По сути, принцип оформления тот же, что и при столкновении с другим транспортным средством, вот только для подачи дальнейших претензий документов понадобится больше.

Нужно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Нелишним будет наличие свидетелей, а фотографии «виновника» аварии (с указанием даты и времени съемки) просто обязательны. Совсем идеально, если под рукой окажется линейка или рулетка, позволяющая зафиксировать размеры ямы. Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам. Если выявляются отклонения, автоинспектор может на месте вынести вердикт о виновности дорожных служб.

Европротокол в отсутствие второго участника ДТП составить не получится, а вот обойтись без инспектора ГИБДД вполне возможно. Тем более что гаишники часто отказываются выезжать на аварии без пострадавших. После того, как автомобилист сделал фотографии места происшествия, ему придется проехать на ближайший пост или отдел ДПС. Именно сотрудник Госавтоинспекции подскажет, какая организация отвечает за данный конкретный участок дороги.

Далее владельцу поврежденного автомобиля необходимо провести независимую экспертизу транспортного средства, причем вызвать на осмотр виновную сторону. Проще всего это делать при помощи телеграммы. Можно и сразу отбуксировать машину в сервис, а после выставить счет (с документальным подтверждением всех расходов), но в этом случае ответчик имеет полное право оспорить сумму.

Часто виновники никак не реагируют на претензии, в этих случаях автомобилистам приходится обращаться в суд. Для подачи заявления потребуется справка о ДТП, копия протокола, акт осмотра дорожного полотна, результаты технической экспертизы, копия претензии, которую ответчик проигнорировал, а также исковое заявление.

Нередко дорожники специально «тянут резину» и ждут судебного разбирательства. Там они начинают ссылаться на п. 10.1 ПДД, в котором указывается обязанность водителя соблюдать скоростной режим с учетом состояния дорожного полотна. Вот только на практике доказать, соблюдал водитель этот пункт или нет, довольно сложно: нужно проведение трасологической экспертизы, которая покажет, была ли возможность увернуться от препятствия.

Однако шансы на успех у пострадавшего водителя неплохие. Для этого нужно лишь не пожалеть времени на правильное оформление документов, на основании которых будет подаваться претензия.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ