Оформление ДТП без вызова ГИБДД из малопопулярной опции в ряде случаев превратилось в обязанность водителей. Расписываем правильный порядок действий, чтобы не остаться без страховой выплаты.
Первым делом после столкновения необходимо выставить знак аварийной остановки. Это требование ПДД и ваша собственная безопасность. Потом – несколько минут на «охи-вздохи», сожаления по поводу инцидента, и пора переходить к действиям. Для начала оцените, подходит ли ваш случай под требования европротокола. В России аварию без ГИБДД можно оформить, если в ней не пострадали люди и имущество третьих лиц (только автомобили участников), в столкновении участвовали только две машины, у обоих есть действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия касательно того, кто виноват в аварии. Применять европротокол можно и в том случае, если одна из машин зарегистрирована не в России. В этом случае у ее водителя должна быть международная страховка ответственности «Зеленая карта».
Максимальный размер страховой выплаты по европротоколу составляет 50 000 рублей. Поэтому нужно внимательно оценить повреждения своей машины. Возможно, созвонившись со знакомым сервисом или «нагуглив» стоимость запчастей. Нелишним будет на такой случай возить с собой распечатку-памятку, где будут указаны цены на бамперы, оптику и молдинги вашего автомобиля. Окраска одной детали в специализирующемся на «жестянке» сервисе в столице обойдется примерно в 7-10 тысяч рублей. Наличие вмятин, которые потребуется скрыть, увеличит цену еще на несколько тысяч.
В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях действует «безлимитный европротокол». Это означает, что пострадавший может рассчитывать на выплату 400 000 рублей – максимальной суммы, положенной по ОСАГО за поврежденное железо. Но это в теории. В инструкции РСА говорится, что «факт ДТП должен быть зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки транспортных средств и их повреждений, а также имеются данные о положении транспортных средств при ДТП, зафиксированные с применением технологий глобальных спутниковых навигационных систем». Требования к устройствам для фиксирования этой информации и к тому, каким образом ее следует передавать страховщику, чтобы защититься от возможных мошеннических действий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В переводе с юридического языка на русский, страховщик вправе не поверить (и правом этим, скорее всего, воспользуется!) записи видеорегистратора или смартфона. Ведь данные на них не защищены от подделки, а сумма, на которую претендует потерпевший, достаточно существенная. Система ЭРА-ГЛОНАСС пока не отвечает в полной мере требованиям страховых компаний, да и есть она пока на очень немногих машинах из их общего количества в России. Иными словами, о 400 тысячах в рамках европротокола можете забыть. Если вы не уверены, что на ремонт хватит 50 тысяч, смело вызывайте инспекторов ДПС. Аргумент – ваша авария под требования европротокола не подходит.
С условиями разобрались, переходим непосредственно к оформлению. Фотографии, которые вы затем покажете в страховой компании, должны отвечать ряду требований. Общие планы необходимо сделать с привязкой к стационарным объектам на улице: дорожным знакам, светофорам, указателям и т.п. Идеально, если в кадре будет видна табличка на доме с номером и названием улицы. Поврежденные детали обеих машин лучше снять и крупно, и общим планом. Осыпавшуюся от удара грязь и обломки тоже зафиксируйте, если вы считаете, что они могут помочь в установлении всех обстоятельств. Например, они четко показывают место непосредственного удара. Кроме того, не забудьте о номерных знаках и VIN-кодах. Их тоже нужно сфотографировать.
Столкнувшись с европротоколом, многие водители неожиданно обнаруживают, что извещений о ДТП у них с собой нет. Не поленитесь решить вопрос заранее: в любом офисе страховой компании или брокера вам их выдадут бесплатно и в нескольких экземплярах. Заполнить нужно один бланк. Он двойной и самокопирующийся. Лицевая сторона остается у пострадавшего водителя, второй слой («копирка») – у виновника. Обратите внимание: оба участника ДТП обязаны известить свои страховые компании об аварии в течение пяти суток. Включая виновника! За невыполнение этого требования страховщики, расплатившись с потерпевшим, выставляют регрессные требования своему клиенту.
Бланк водители заполняют вместе, дабы не было разногласий. Должны быть отмечены все пункты. Не забудьте нарисовать схему ДТП, отметить его обстоятельства из предложенного списка, указать перечень поврежденных деталей (не забыв подстраховаться формулировкой «возможны скрытые повреждения») и подписать извещение. Писать можно только ручкой с достаточно сильным нажимом. В противном случае копия может оказаться неудовлетворительного качества. После заполнения и подписания лицевой стороны бланки можно разъединить, после чего каждый из водителей на своем экземпляре заполняет обратную сторону. Там необходимо указать дополнительную информацию об аварии.
Заявить о страховом случае в компанию необходимо в течение пяти суток с момента ДТП. В России действует прямое возмещение убытков, так что обращаетесь в ту фирму, в которой куплен ваш полис. Показываете автомобиль экспертам, сдаете документы и ждете выплату. Если вам выдали компенсацию по максимальной планке (то есть 50 000 рублей), но ее не хватает, придется требовать недостающую сумму непосредственно у виновника – добровольно или через суд. Этот нюанс, кстати, следует иметь в виду и самому виновнику перед тем, как соглашаться писать европротокол. Оформление с участием ГИБДД поднимет лимит выплаты до 400 000 рублей, и риск «попасть» на доплату из своего кармана меньше.
Если страховщик отказывает по причине неправильного заполнения извещения о ДТП, недостатки можно исправить. Правки должны быть заверены подписями обоих участников аварии, так что придется созвониться и встретиться с виновником еще раз. Если же причины отказа иные, то необходимо потребовать их в письменном виде и подавать жалобы. Сначала в саму страховую компанию, затем в РСА и в суд.
Дополнительные нюансы оформления аварий по европротоколу можно узнать из официальной памятки РСА.