Автомобиль давно перестал восприниматься как объект, требующий постоянного внимания. Многие из владельцев даже не вдаются в тонкости заботы о нем, лишь раз в положенный срок показываясь дилеру на очередное ТО. Но такое отношение, конечно, правильным назвать нельзя.
От того, что машины сильно прибавили в надежности за последние десятилетия, они не перестали быть сложными механизмами. Напротив, конструкции становятся «замороченнее» с каждым годом. «На коленке» их уже не починишь, как старые добрые карбюраторные «Жигули». Под этим предлогом многие автовладельцы вообще прекращают уделять внимание своему железному коню, полагая, что его достаточно раз в год показывать дилеру.
Но требования ПДД никто не отменял. Пункт 2.3.1 гласит: «Водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Конечно, сегодня сложно представить человека, который в строгом соответствии с требованиями закона будет перед каждой поездкой проверять, к примеру, герметичность системы вентиляции картера или затяжку соединений рулевого управления. Однако рядом несложных операций мы бы пренебрегать не советовали. Они не отнимут много времени, а вот уверенности в машине добавят.
Для начала, как бы банально это не звучало, проверьте наличие документов на автомобиль. Если машиной в семье пользуетесь не вы один, или же машин имеется несколько, то нетрудно оказаться в ситуации, когда нужное СТС окажется не у вас в кармане. Штраф за нарушение невеликий, всего 500 рублей, но при отсутствии необходимого набора бумаг автомобиль могут отправить на штрафстоянку, а это уже совсем другие потери времени и денег. К слову, следить, как правило, нужно только за СТС. Водительские права обычно не покидают своего привычного места, а полис ОСАГО всю жизнь проводит в бардачке или другом укромном месте салона.
Исходя из тяжести возможных финансовых последствий, в первую очередь проверяем наличие номерных знаков. С введением уголовной ответственности «бизнес» по их краже с последующим требованием выкупа сошел на нет, но проверить не помешает. «Жестянка» теряется по вине ослабшего крепежа или после контакта с другой машиной, который может произойти и в ваше отсутствие, на парковке. Автоинспекторы уж точно не пропустят мимо автомобиль без номеров, а кара за езду без них серьезная: штраф в 5000 рублей или лишение прав на один-три месяца. «Отговориться» при таких вводных вряд ли получится. Никакие справки об утере не дают права передвигаться на машине. У владельца остается только один путь – с документами в контору по изготовлению дубликатов.
Недешево может обойтись и замена испорченной шины. Спущенному «в ноль» колесу достаточно нескольких оборотов, чтобы безнадежно погубить покрышку. Вы, конечно, распознаете неисправность, едва тронувшись, но может быть уже поздно. Серьезную потерю давления реально определить на глаз. Не поленитесь, подкачайте колесо: избавите себя от неприятных сюрпризов при управлении машиной, вызванных разным поведением неравномерно накаченных шин. Затяжку колесных болтов проверять ежедневно нужды нет, а вот перед дальней дорогой, пожалуй, стоит. Ослабший крепеж выдает себя стуком вращающегося колеса. Чем критичнее ситуация, тем громче звуковое сопровождение. В городе прослушать его трудно, но на трассе за шумом ветра – запросто.
Еще одна потенциально очень «дорогая» неисправность – течи технических жидкостей. Перебирать двигатель или коробку передач, поработавшие «на сухую», ой как дорого! Посему, отъехав с парковочного места, посмотрите, не осталось ли под автомобилем пятен. Для подавляющего большинства трансмиссий это единственно возможный способ ежедневного контроля. Сильная недостача масла отзовется рывками в АКПП или затрудненными переключениями в механике, но доводить до этого не стоит. Уровни масла в двигателе и антифриза лучше все же контролировать из подкапотного пространства (или же вам повезло, и в вашей машине предусмотрены индикаторы в комбинации приборов). Минутное дело, но может избавить от очень серьезных трат. К тому же жидкости не обязательно уходят понемногу. Бывает, в один прекрасный день не выдерживает хомут или шланг, и система опустошается разом. Правда, пятно от такой неприятности вы, скорее всего, заметите еще на подступах к автомобилю.
Обойти «ласточку» по кругу стоит в поиске свежих повреждений на кузове. Не только с целью испортить себе настроение, но и понять, что делать. Небольшую царапину можно оставить без внимания, а вот что-то более серьезное – нет. Если машина стояла во дворе или в поле зрения камер, то есть шансы найти скрывшегося второго участника ДТП. Соответственно, можно понадеяться на получение компенсации по ОСАГО и изъятие прав на годик у «обидчика». Да и в целом привычка осматривать автомобиль перед поездкой позволит своевременно замечать новые «боевые шрамы» и разбираться в причинах их появления.
Наконец, последние две проверки выполняются уже после запуска двигателя. Проверьте, чтобы на комбинации приборов не горело никаких предупреждающих пиктограмм. Красные запрещают движение (не по ПДД – по здравому смыслу), желтые говорят о неисправностях менее серьезных, но также требующих внимания. Внешнее освещение лучше, конечно, проинспектировать снаружи. Но если вам лень, то нетрудно еще до выезда из двора по отражению в стеклах и других машинах понять, все ли исправно.
Счастливого пути!