Чиновники вновь заговорили о более строгом ограничении скоростного режима в городах, ссылаясь на зарубежный опыт. Однако эксперты советуют заняться организацией дорожного движения, а не очередными изменениями ПДД.

В феврале на пяти столичных улицах власти запустили пилотный проект, уменьшив «жестянки» в размерах в полтора-два раза. Информация на них может совмещать функции двух-трех указателей. Кроме того, само количество знаков сократилось примерно в полтора раза. Если эксперимент будет признан успешным, подобные знаки появятся и в других городах.

Под это дело в научном центре безопасности дорожного движения МВД РФ предложили снизить максимально разрешенную скорость в центре Москвы. Дескать, считывать информацию с новых знаков можно, только если двигаться медленно, а на скорости небольшие знаки читаются хуже. Это может способствовать нарушению ПДД и осложнить дорожную обстановку. Тем более что сегодня штрафа за превышение скорости на 20 км/ч в КоАП нет. Новшество предложено не только для «тестовых» улиц, но и скоростного режима в целом. Проект встретил непонимание экспертов и обывателей, ведь на узких улицах, где появились уменьшенные в размерах «жестянки», и так никто не ездит быстрее 40-50 км/ч.

Это уже не первый раз, когда чиновники разных уровней выдвигают идеи по снижению скоростного лимита в Москве. В 2014 году в ЦОДД уже хотели ограничить скорость в пределах Бульварного кольца на 40 км/ч вместо нынешних 60-ти. По словам представителей ведомства, такая скорость будет более безопасна и комфортна для пешеходов. В организации уверены, что транспортное средство, которое движется более чем в десять раз быстрее идущего по улице человека, создает для последнего «психологический дискомфорт». Инициатива была вынесена на электронное голосование в проекте «Активный гражданин», где с треском и провалилась: москвичи нововведение не поддержали.

Однако полностью от этой идеи власти не отказались. Чиновники считают, что необходимо в целом снизить максимально разрешенную скорость в населенных пунктах до 50 км/ч. А бывший глава ГИБДД и сенатор Владимир Федоров сообщил, что эта идея обсуждается едва ли не с начала двухтысячных годов. По его словам, при таком ограничении скорости автомобиль безопаснее для пешеходов, он создает меньше шума и выхлопа. Последний раз проект рассматривали летом 2015 года, однако идея не была одобрена.

И всегда российские законотворцы при выдвижении инициативы кивают на опыт Европы, где в городах действительно действует подобное ограничение, а в некоторых случаях скорость и вовсе ограничена на отметке 30 км/ч. За нарушение же водителя ожидают внушительные штрафы. За рубежом такие ограничения объясняют только безопасностью дорожного движения, других причин никто не выдумывает. Согласно статистике, повышение лимита на 10% увеличивает количество ДТП на 21%, в то время как снижение максимальной скорости приводит к снижению числа аварий на 19%.

«Скорость 50 км/ч на основных дорогах в городе и 30 км/ч в маленьких переулках комфортна и безопасна для пешехода. Но в Европе движение организовано так, чтобы водитель не смог разогнаться выше установленного предела: узкие полосы, небольшие радиусы, обилие светофоров. А у нас в центре Москвы по-прежнему существуют маленькие хайвеи вроде Тверской. Без реорганизации движения инициативы о снижении скоростного режима лишены смысла», — считает руководитель центра Probok.net Александр Шумский. Хотя в целом общественник идею поддерживает.

Глава ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин, хоть и признает, что в Москве едут с учетом нештрафуемого «зазора» в 20 км/ч абсолютно все водители, но не считает необходимым снижать максимально разрешенную скорость.

«Разумный водитель и так снижает скорость на узкой улице, а неадекватный на знаки не смотрит и требований ПДД не выполняет. Статистика ДТП связывает количество аварий не с установленным скоростным режимом, а со случаями вопиющего нарушения ПДД и норм здравого смысла. В пределах Бульварного кольца де-факто обычная скорость движения машин в районе 40-50 км/ч, на узких улицах – 20-30 км/ч, а на отдельных участках магистралей – 80-100 км/ч. При этом на части вылетных магистралей, выполняющих функцию городского хайвея, был бы целесообразен режим 80 км/ч, но не везде это можно сделать по требованиям безопасности», — уверен представитель Центра организации дорожного движения.

Дабы не провоцировать водителей на нарушения, считает эксперт, необходимо применять продуманную геометрию дороги, правильную разметку, светофорное регулирование и другие способы организации дорожного движения. А подобные проекты приведут лишь к искусственному снижению максимальной скорости там, где вполне безопасно можно ехать быстрее.

Не поддержал нововведение и глава общественного движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов.

«Был я на улицах с новыми знаками. Вполне нормальные знаки. Если ехать 80 км/ч, то их действительно плохо видно, но там никто так не едет по естественным причинам», – рассказал Шкуматов.

Скорее всего, идея снижения ограничения скорости в очередной раз благополучно заглохнет, и после недолгого обсуждения для водителей все останется по-прежнему.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ