Основная тенденция российского авторынка, увы, осталась прежней – серьезное падение. Однако итоги продаж в первом месяце 2016 года оказались весьма любопытными.
Согласно последнему отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России в первом месяце наступившего года сократились на 29,1%. А ведь в январе 2015-го, относительно которого высчитано падение, покупательский ажиотаж, вызванный стремительным обесцениванием рубля, уже практически сошел на нет: производители к этому моменту пересмотрели цены, а машины из ранних поставок успели разобрать.
Владельцев нашли меньше 82 тысяч автомобилей. Это один из худших показателей в новейшей истории! Можно утешиться тем, что дела в январе 2010 года шли еще хуже (было продано 74 тысячи автомобилей). Однако в 2013-м, когда ситуация в экономике складывалась куда лучше, россияне приобрели 160 тысяч автомобилей. За три года спрос просел вдвое, и конца этой тенденции еще не видно.
У АвтоВАЗа, на первый взгляд, все не так уж плохо: «всего» минус 11% и уверенное первое место. Но на этой неделе в сети было опубликовано мнение всемирно известной международной аудиторской компании Ernst&Young. Аналитики указали на возросший за 2015 год в три раза (!) убыток по МСФО и выразили сомнения в способности автогиганта продолжать непрерывную деятельность. Несмотря на амбициозные заявления Бу Андерссона, дела с экспортом у тольяттинцев тоже идут неважно: продажи в странах СНГ рухнули в минувшем году на 58%.
Kia и Hyundai, державшие АвтоВАЗ в напряжении весь прошлый год, в январе просели очень заметно, на 20% и 37% соответственно. Возможно, к такому результату привело повышение цен, хотя они продолжают оставаться очень конкурентоспособными. Да и от своей стратегии по увеличению доли рынка, несмотря на продажи в убыток, компании не отказывались. Их отрыв от марок, пока не входящих в тройку лидеров, остается заметным и позволяет корейцам чувствовать себя уверенно.
Toyota вышла на четвертую позицию, оттеснив на пятую Renault. Французы и идущий следом Nissan, партнеры АвтоВАЗа по альянсу, потеряли 43% и 51% покупателей соответственно. Это значительно хуже среднерыночного показателя. В январе японская марка едва не уступила свою шестую строчку «Фольксвагену», продав всего на 69 машин больше. Линейка «Ниссана» очень широкая и насыщена свежими моделями. Очевидно, что при хорошем и качественном продукте в плохих продажах стоит винить маркетологов. Ведь у того же Renault покупателям выбирать практически не из чего, однако результаты компания показывает лучшие.
Замыкают ТОП-10 две неожиданности. Mercedes вырос на 1% и занимает на кризисном рынке девятое место. Более того, немцам теперь рукой подать до народной «Шкоды»: январские продажи составили 3205 и 3556 автомобилей соответственно. Долгожданный рост показал Ford. И какой рост – на целых 25%! Объяснить это объективными причинами трудно. Аттракционов неслыханной щедрости компания не проводила, «горячих» новинок не представляла, да и в ТОП-25 моделей ни один из ее представителей не входит. Пока успех выглядит локальным всплеском, после которого все вернется на прежний уровень. Будет жаль, если это окажется правдой.
Плюсы по сравнению с январем прошлого года есть еще у нескольких компаний. Продолжающийся прогресс недешевых моделей Porsche и Lexus был предсказуем. Однако если за весь прошлый год они показали рост на 12% и 6% соответственно, то за первый месяц 2016-го – на 60% и 57%! Сложнее объяснить успехи брендов Lifan (+63%), Suzuki (+25%), Geely (+23%) и Chery (+1%). Как и применительно к «Форду», мы бы говорили о кратковременном всплеске. Подтвердится ли наметившаяся тенденция, покажут итоги февраля.
Есть примечательные итоги и на дне таблицы. Volvo обвалилась сразу на 94%: всего 16 проданных за январь автомобилей на всю страну. Ноль «Опеля» не выглядит неожиданным, ведь марка официально ушла из России еще в марте прошлого года, и за три квартала дилеры при помощи существенных скидок пристроили к владельцам все складские запасы. Нечем торговать и дилерам Great Wall. Только вот есть существенное отличие: официально эта марка не объявляла об уходе с нашего рынка. Как будет развиваться ситуация вокруг этого китайского бренда, пока абсолютно неясно.
Не менее интересно взглянуть на таблицу модельного зачета. Lada Granta впервые за последние месяцы уверенно заняла первое место. Hyundai Solaris и Kia Rio отстают весьма заметно. Хотя очевидно, что корейцы просто так от российского бестселлера не отстанут, и в нынешнем году борьба будет не менее жесткой, чем в прошлом.
На четвертом месте сенсационно оказалась Toyota RAV4. Мало того, что машина этого класса слишком дорога для столь высокого места, так она еще и не производится в России, что тоже накладывает отпечаток на цену. На шестой позиции одноклассник «японца» — Kia Sportage. К этой модели применимо все написанное выше с тем лишь исключением, что она ее сборка локализована.
Девятую строку отвоевала Lada Vesta (1643 проданных седана). В декабре вазовская новинка не смогла пробиться даже в ТОП-25, а теперь, кажется, набрала обороты. По словам представителей АвтоВАЗа, во второй половине месяца модель вышла на уровень примерно в сотню продаваемых в день экземпляров.
Renault Logan просел более чем вдвое и откатился на 12-е место. То же самое можно сказать про «Ладу Калина» и Renault Sandero, оказавшихся еще ниже, на 18-й и 20-й строчках соответственно. Еще одна модель с тольяттинской пропиской, Nissan Almera, потеряла еще больше – почти две трети покупателей. Это едва не стоило седану места в списке 25 лучших.
Серьезно прибавила не только Toyota RAV4, но и ее более дорогой собрат по модельной линейке Land Cruiser 200. Внедорожник со стартовой ценой в три миллиона рублей добрался до 21-го места и стал самой дорогой машиной в ТОП-25.
Седан Daewoo Gentra впервые оказался в компании самых успешных игроков рынка. Продажи снизились всего на десять экземпляров, и на фоне провала подавляющего большинства конкурентов это позволило машине подняться так высоко.
Единственная бюджетная модель, которая показала рост по сравнению с январем 2015 года, — это универсал Lada Largus. У него по-прежнему нет конкурентов, что положительно сказывается на рыночной позиции.
Январь принес много неожиданных цифр, начиная от общего показателя падения продаж (в АЕБ предсказывали, что рынок стабилизируется и просядет только на 5%) и заканчивая результатами отдельных моделей. С интересом ждем итогов следующего месяца.