В поисках новых возможностей для экспорта АвтоВАЗ и УАЗ стали смотреть в сторону Китая. Первые партии российских моделей уже отправлены на самый крупный рынок мира.
Не первый год Китай занимает первое место в мире по объемам продаж новых автомобилей, сместив США на вторую строчку. В 2016-м жители Поднебесной купили почти 24,4 миллиона машин, тогда как американцы – всего 17,5 миллиона. Причем в первом случае рынок все еще далек от насыщения, так что и темпы роста завидные: +14,9%.
Наша страна в общемировом рейтинге занимает всего лишь 13-е место с результатом 1,43 миллиона реализованных автомобилей и падением спроса на 11%. При этом производственных мощностей у нас в избытке. На пике в России продавалось три миллиона машин в год, что привлекло многие иностранные бренды. Вот всего лишь два примера. Завод «Тойоты» в Санкт-Петербурге способен выпускать 100 000 автомобилей в год, а продажи собираемых там Camry и RAV4 составили в 2016 году лишь 58,7 тысячи экземпляров. И это с учетом того, что большую часть года кроссовер еще был представлен в России импортируемыми экземплярами. Отечественных «Лад» было продано 266,3 тысячи, хотя предприятия в Тольятти и Ижевске могут выпускать чуть ли не втрое больше.
Понятно, что в сложившейся ситуации производители ищут спасение в экспорте. Тем более, что обесценившийся рубль сделал выгодной сборку в России с последующей продажей за иностранную валюту. Мы уже писали о начале поставок «Весты» в европейские страны, в том числе – в Германию. Однако АвтоВАЗ решил рискнуть на более экзотическом рынке – китайском. В этом году туда начали отгружать внедорожники Lada 4×4 в комплектации Urban. Сообщается, что первая сотня экземпляров разошлась всего за месяц. И это при том факте, что дилеры марки работают всего в двух городах, Тяньцзинь и Циндао, а российская марка автомобилей молодым китайцам абсолютно неизвестна.
Эксперты называют решение поставлять в Поднебесную внедорожники правильным. «Грантами» и «Вестами» тамошних покупателей не удивишь – подобных моделей у них сотни, и они имеют преимущество за счет местной сборки. А у «Нивы», несмотря на возраст, в эпоху переднеприводных кроссоверов конкурентов нет. Ей заинтересовались горожане, выбирающиеся в выходные на природу, и жители сельской местности, до которых цивилизация в виде широких магистралей еще не добралась.
В Китае Lada 4×4 Urban стоит от 100 до 130 тысяч юаней. В пересчете на нашу национальную валюту это около 840 – 1100 тысяч рублей. У нас эта же комплектация предлагается за 526,8 тысячи рублей. Пропасть в цене объясняется закрытостью китайского рынка для моделей иностранной сборки. Одна только ввозная пошлина составляет 25%, а заплатить нужно не только ее. Однако отсутствие иных серьезных внедорожников в компактном формате все равно обеспечило интерес к российской машине.
Интересно, что машины в Китай отгружает не сам АвтоВАЗ, а его казахстанский партнер «Азия Авто». На экспорт отправляются внедорожники, собранные из российских машинокомплектов на заводе в Усть-Каменогорске. Сборочная площадка расположена в выгодном месте, что делает удобными железнодорожные поставки в Китай. Кроме того, собирать машины в Казахстане немного выгоднее, чем в России. В стране действует более низкая ставка НДС, а тенге обесценился в еще большей степени, чем российский рубль. До конца года в Поднебесную планируется поставить 3,5 тысячи автомобилей. Неплохая прибавка к статистике «Нивы», которая в минувшем году нашла в России 27,3 тысячи покупателей.
Отметим, что АвтоВАЗ поставил на 2017 год амбициозную цель: увеличить экспорт на 50%. В 2016-м на внешние рынки ушло всего 17,3 тысячи машин, и автогигант активно взялся за развитие дилерской сети за рубежом. Китай видится крайне перспективным партнером, хотя подходящая модель для него у «Лады» всего одна – «Нива».
«По мере увеличения продаж Lada на китайском рынке вполне вероятно, что АвтоВАЗ начнет экспортировать туда автомобили самостоятельно, причем это отнюдь не означает, что поставки из Казахстана будут прекращены. Оттуда могут поставлять одни модели, а из России — другие. Кроме того, партнеры могут работать в разных частях страны: казахстанский производитель будет осуществлять поставки на запад страны, а сам АвтоВАЗ — на восток», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
УАЗ начал знакомиться с Китаем осенью прошлого года. В первую поставку вошли порядка 500 «Хантеров», и они почти полностью распроданы. Со второго квартала текущего года ульяновцы собираются начать регулярные поставки. По сообщению пресс-службы, в 2017 году в Поднебесной завод рассчитывает продать несколько тысяч УАЗов. Для китайского рынка с его почти 25-миллионной емкостью – капля в море. А вот для российского производителя, продавшего за прошлый год у себя на родине менее 50 тысяч автомобилей, хорошее подспорье.
«И Ульяновский автозавод, и АвтоВАЗ, продавая свои внедорожники в Китае, могут ориентироваться на небольшие агломерации (в условиях Китая это все равно города-миллионники — как раз такие, как Тяньцзинь и Циндао) и сельскую местность. Российские автопроизводители вполне могут рассчитывать на нишевый сегмент недорогих внедорожников высокой проходимости, однако в перспективе УАЗ и АвтоВАЗ, скорее, будут конкурировать друг с другом, чем с другими брендами», — полагает консультант-аналитик Frost & Sullivan Иван Кондратенко.
Другие российские автопроизводители – ГАЗ, КамАЗ, GM-АвтоВАЗ – на сегодняшний день не рассматривают возможности экспорта своей продукции в Китай. В первую очередь, это связано с высокими входными барьерами. Привлекательность российских машин, безусловно, повысит сборка на территории Поднебесной, которая позволит значительно снизить цены. Однако для этого необходимо не только найти местного партнера, но и вложить значительные средства, которых у отечественных компаний в нынешних условиях нет.
«Теплого приема российским автопроизводителям ждать не приходится. Рассчитывать АвтоВАЗу и УАЗу придется на то, что вот уже несколько десятков лет поддерживается спрос на простые, недорогие и относительно качественные полноприводные автомобили в некоторых странах Европы и Южной Америки. Легковые модели АвтоВАЗа не смогут составить сколько-нибудь значимую конкуренцию китайской многомиллионной армии автомобилей», — уверен член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов.
Посмотрим, каких успехов удастся добиться «Ниве» и «Хантеру» в Китае по итогам нынешнего года. Вполне возможно, что российским моделям удастся закрепиться на небольшом «плацдарме», используя отсутствие конкурентов, и обеспечить своим заводам спрос на дополнительные несколько тысяч автомобилей.