Завершаем цикл статей об итогах ушедшего года статистикой продаж новых автомобилей от Ассоциации европейского бизнеса. В 2016-м спрос снизился еще на 11%.

В результатах 2016 года многие находят повод для оптимизма. Согласно годовому отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за минувшие 12 месяцев спрос на новые автомобили в России упал «всего» на 11%. Годом ранее аналогичный показатель был 35,7%. А в 2014-м минус в 10% мог бы быть больше, если бы не ажиотажный спрос на машины в последнем квартале из-за стремительно обесценивающегося рубля. Более того, в ноябре российский рынок сумел даже показать небольшой рост – на 0,6%.

И все-таки радоваться рано. Эксперты говорят о том, что нас ждет новая волна роста цен. Это случится в силу того, что автопроизводители до сих пор не компенсировали себе то падение рубля, которое случилось еще два года назад. Поэтому наблюдающееся в последнее время укрепление национальной валюты, увы, к уменьшению цифр на ценниках не приведет. Вдобавок не стремится выздоравливать и российская экономика в целом. Доходы населения продолжают снижаться, и в таких условиях многим становится не до покупки новой машины.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках 4 квартала (-0.9% против аналогичного периода прошлого года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года, – это хороший результат. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процесс финального поиска дна. Продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в 2016 году достигли 1,42 миллиона штук, что на 11% ниже 2015 года. АЕБ надеется, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить 4-летний период падения и вернуться к умеренному росту. Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 миллиона автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году», – полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Кстати, прогноз АЕБ, данный год назад, не сбылся. Тогда предполагалось, что при сохранении мер господдержки падение продаж в 2016 году не превысит 5%. Так что и новые предсказания о 4%-ном росте можно считать излишне оптимистичными. Скорее всего, если ситуация останется такой же, как в 2015-2016 годах, можно надеяться на условную стабилизацию рынка: нулевой рост или небольшое падение на 1-2%.

Пятерка лидеров с прошлого года не изменилась: компании даже расставлены на тех же местах. Лидирует с внушительным отрывом Lada (266 296 проданных автомобилей). В упорной борьбе Kia (149 567 автомобилей) вновь одержал верх над Hyundai (145 254 автомобиля). За пределами «призовой тройки» остались Renault (117 230 автомобилей) и Toyota (94 568 автомобилей). Остальные не дотянулись даже до планки в 75 тысяч машин, лучший из которых – Volkswagen (74 221 автомобиль).

Наименьшим падением из лидирующей группы отметился АвтоВАЗ. «Лады» покупали лишь на 1% хуже, чем годом ранее. Неплохо выступили и «Рено» с «Тойотой», просев лишь на 3-4%. Hyundai и Kia упали на 9-10%, что сопоставимо с результатом всего рынка в целом. В ТОП-10 марок сразу три смогли добиться положительной динамики. Реализация УАЗа и «Шкоды» улучшилась на 1%, а коммерческих автомобилей ГАЗ – сразу на 9% (в декабре – сразу на 47%!). Хуже прочих выглядит Nissan, у которого минус достиг 23%.

Если в 2015 году Lexus прогрессировал на 6%, то в 2016-м – уже на 19% (24 117 машин). По ежемесячным продажам японская марка почти догнала Mercedes, хотя по итогам года проиграла и ему (36 888 машин), и BMW (27 507 машин). Позади осталась только Audi (20 705 машин). Из премиального сегмента отметим также успех «Ягуара». Благодаря появлению в линейке кроссовера и новым седанам XE и XF спрос вырос на 113%, хотя абсолютные цифры остаются скромными, всего 2 073 проданных автомобиля.

Из марок, теряющих клиентов, выделим Datsun и Mitsubishi. У первой всего две модели в бюджетном сегменте, который сильнее прочих страдает от кризиса. Результат – минус 41%, хотя в декабре компания сумела показать небольшой плюс. Кстати, похожая ситуация у «Хонды». С годовым падением на 62% в последнем месяце фирма вышла в плюс на 17%. У «трех бриллиантов» тоже не все в порядке с модельной линейкой: легковушек нет вовсе, а кроссоверы уже немолоды. Pajero Sport стал единственной новинкой, но цена отпугивает – от 2,8 миллиона рублей! Так что итог закономерен: падение на 53%.

В нижней части таблицы образовалась дружная компания из трех марок. В 2015 году Suzuki, Peugeot и Citroen просели на 67%, 73% и 72% соответственно. В 2016-м – на 31%, 36% и 31%. В число лидеров рынка они никогда не входили, но в кризис скатились еще ниже.

Смена лидера в модельном зачете, которая могла произойти еще в 2015 году, случилась только сейчас. С начала года Hyundai Solaris захватил верхнюю строчку в статистике и не отдавал ее. «Ладе Гранта» оставалось довольствоваться вторым местом, но и его тольяттинская модель чуть было не упустила. За 12 месяцев владельцев нашли 87 726 «Грант» и 87 662 Kia Rio. Еще немного, и российский бестселлер скатился бы на «бронзовую» позицию.

На четвертую строчку ворвалась «Лада Веста» (55 174 машины). Вопреки прогнозам скептиков, недешевая вазовская новинка неплохо расходится. Она опередила, в частности, Volkswagen Polo (47 702 машины) и Renault Logan (29 565 машин). А вот XRAY (19 943 машины) до высоких позиций не дослужился, заняв по итогам года лишь 18-е место. Он не стал лидером даже в своем сегменте, хотя является самым доступным его представителем!

В классе кроссоверов продолжает первенствовать Renault Duster (44 001 автомобиль). Его не смогли достать ни Toyota RAV4 (30 603 автомобиля), ни Chevrolet Niva (19 844 автомобиля). Однако уже в следующем году лидер, вероятно, сменится. Менее чем за полгода продаж Hyundai Creta разошелся тиражом в 21 929 экземпляров и в «абсолюте» добрался до 15-го места. Предпосылок к тому, чтобы покупатели разлюбили корейскую новинку, нет. Утешением французской марке мог бы стать прямой конкурент «Креты» Renault Kaptur, но он пользуется меньшим покупательским интересом, нежели «кореец». В ТОП-25 моделей по итогам года он не вошел, то есть не дотянул и до 15 000 проданных экземпляров, хотя поступил к дилерам чуть раньше «Креты».

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ