В минувшем году продажи новых машин сократились на 35,7%, и это значительно превышает темпы падения в 2013 и 2014-м. Станет ли наступивший год периодом стабилизации?

Этих цифр все участники рынка ждали с нетерпением и опасением. Итоги 2015 года в России должны стать основой для анализа ситуации и корректировки планов на ближайшие 12 месяцев. Немногие видят в них «открывающиеся возможности»: кто-то вовсе готов последовать примеру нескольких фирм и свернуть бизнес на период очередного глубокого кризиса.

Падение продаж статистика зафиксировала еще в 2013 году. Тогда дилеры недосчитались 5% покупателей. А дальше покатилось по наклонной. 2014-й с его минусом в 10% в какой-то степени спас небывалый ажиотаж конца года. Тогда все, у кого имелись накопления, стремились как можно быстрее конвертировать падающие в пропасть рубли в нечто более полезное, и автомобили подходили для этого идеально. А вот в прошлом году аналогичного повода для вала продаж уже не было. Итог – снижение сразу на 35,7%.

Это меньше, чем в прошлый кризис, когда 2009 год показал минус 49%, однако в целом ситуация сейчас намного хуже. Шесть лет назад за резким обвалом сразу последовал рост, да и депрессивным оказался всего один год. Сегодня же мы наблюдаем уже трехлетнюю рецессию, и пока оптимистичных прогнозов не дает никто: ни государство, ни независимые аналитики, ни россияне, ни зарубежные эксперты.

Согласно годовому отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), тройку лидеров составили марки Lada (269 096 проданных за 12 месяцев машин и -31% продаж), KIA (163 500 машин и -16%) и Hyundai (161 201 машина и -10%). Все они «упали» ниже рынка в целом, однако АвтоВАЗ близок к среднему показателю, то «корейцы» далеки от него. Секрет – в умеренном повышении цен и, будем объективны, в удачной модельной гамме, которая неплохо продается почти во всех представленных сегментах.

Отметим, что прошлый год компания Hyundai закончила только на четвертом месте, достаточно заметно уступив Renault: 179 631 реализованных автомобилей против 194 531. Теперь же корейские бренды вне досягаемости конкурентов. Французская марка, финишировавшая в 2015 году на четвертой строчке, сумела продать всего 120 411 машин. Остальные не дотянулись и до планки в сто тысяч машин. Места с пятого по десятое занимают Toyota, Nissan, Volkswagen, Skoda, коммерческое подразделение ГАЗ и Chevrolet. Причем последняя марка продала даже меньше полусотни тысяч автомобилей. Если бы не весомые скидки, объявленные на фоне известия об уходе из России, не было бы и этого.

Назвать год для себя удачным могут всего несколько компаний. Единоличный лидер по этому показателю – Porsche. Спорткары и премиальные вседорожники марки покупали на 12% лучше, чем в 2015 году. Про кризис их покупатели, видимо, не слышали. Шутка ли, нынче эти дорогие немецкие машины расходятся в России лучше, чем Honda, SsangYong и Chery и почти так же, как Peugeot и Citroen. Падение продаж у указанных марок варьируется от 72% до 79%, что, конечно, катастрофично, учитывая их ориентированность на массового покупателя.

С 6%-ным ростом завершило год премиальное подразделение «Тойоты». Тягаться с «Лексусом» его землякам не под силу: продажи Infiniti меньше вчетверо, а Acura и вовсе не видна в зеркале заднего вида. С другой стороны, японцы пока не смогли дотянуться до конкурентов из Германии. Ближайший – Audi – был успешнее на четверть (25 650 автомобилей против 20 224). Отрыв BMW еще больше (27 486 автомобилей), а Mercedes с его 41 614 проданными машинами находится на вершине сегмента в гордом и спокойном одиночестве.

Других подходящих для анализа «плюсов» не наблюдается. Datsun (+178%) выиграл за счет эффекта низкой базы: седан on-DO начал продаваться только осенью 2014 года, что, разумеется, выставило в позитивном свете продажи за весь 2015-й. Плюс 26% у китайского Brilliance и плюс 28% у Smart тоже не в счет. Эти автомобили расходятся не тысячами, а всего лишь сотнями.

Однако падение менее 10% в сложившихся обстоятельствах тоже успех. Такового добился только УАЗ (-2%). У него неплохим спросом пользуется флагманский «Патриот», понемногу становящийся современнее и обзаводящийся все большим количеством опций, а также древняя, но не имеющая аналогов на рынке линейка коммерческих моделей. Даже ветеран «Хантер» вроде бы стал более популярным. Иначе зачем было заводу продлевать жизненный цикл машины еще на несколько лет?

Модельный зачет едва ли не интереснее «марочного». Главной интригой еще с весны стало соперничество отечественной «Лады Гранта» и корейского Hyundai Solaris питерской сборки. И не просто соперничество, а борьба за первое место! Сенсации не случилось, и наш рынок остался верен традиции, сохранив в качестве лидера модель АвтоВАЗа. Шансы иномарки на высшую ступень выглядели неплохо даже по итогам 11 месяцев, но не сбылось. «Гранта» опередила ее совсем ненамного: 120 182 автомобиля против 115 868.

А вот Kia Rio до борьбы за лидерство пока не дорос (97 097 седанов и хэтчбеков). Остальные выглядят еще бледнее. Занявший четвертую строчку Volkswagen Polo разошелся тиражом 45 390 экземпляров. Далее идут Renault Duster (43 923), Renault Logan (41 311) и четыре машины отечественной разработки. Это Lada Largus (38 982), Kalina (35 869) и 4х4 (35 312), а также Chevrolet Niva (31 367).

Все модели из ТОП-10 – отечественной сборки. Первая «настоящая» иномарка занимает 14-ю строчку. Впрочем, Toyota RAV4 буквально со дня на день начнет сходить с конвейера завода в Шушарах, так что на весь ТОП-25 остается только одна импортируемая машина, Hyundai ix35 (23-е место). Заметим, что ближе к концу этого списка бюджетные модели вытесняются не самыми маленькими кроссоверами и внедорожниками: Kia Sportage, Nissan X-Trail, «УАЗ Патриот», Hyundai ix35, Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander занимают места с 19-го по 25-е. В их компанию на 22-й позиции затесался только Kia cee’d.

Отметим еще несколько любопытных моментов. В 25 лучших моделей по итогам года не вошли по-настоящему дорогие модели, однако в месячной статистике с завидной регулярностью светились Toyota Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200. Причем в декабре эти модели не только попали в ТОП-25 вместе, но и заняли соседние 18-е и 19-е места.

Есть и разочарование. Lada Vesta засветилась в «высшем свете» только в ноябре, и это притом, что модель поступила в продажу только в ночь на 25-е число! А вот в декабре ее реализация едва перевалила за тысячу экземпляров, чего оказалось недостаточно. Посмотрим, оправдает ли вазовская новинка возложенные на нее надежды. Обойти Hyundai Solaris в 2016 году, думаю, ей не светит, но на место в пятерке лидеров тольяттинцы, скорее всего, надеются. Поддержит ли потребитель?

Подводя итоги, в АЕБ прогнозируют сокращение рынка в 2016-м в пределах 5%. Не слишком ли оптимистично, учитывая прогнозы экономики? Эксперты оговариваются: это справедливо только при сохранении текущего объема поддержки рынка (льготные кредиты и лизинг, программы утилизации и трейд-ин). Если их не будет, то продажи могут рухнуть ниже отметки в миллион машин. Такого не было даже в 2009-м! По моему мнению, было бы разумно надеяться на минус около 10-15%, и это при хорошем развитии событий. Если же депрессивные настроения усилятся, то рынок могут не спасти даже программы стимулирования спроса.

Добавим, что за последний год наш рынок покинуло немало моделей. О них мы рассказали в нашем материале «Ушедшие и не пришедшие». На какие новинки можно надеяться в 2016-м, расскажет наш «Календарь» в двух частях.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ