Продажи новых автомобилей в России растут уже 16 месяцев подряд. Оптимистичный настрой сохраняется, несмотря на негативные явления в экономике. И АЕБ тоже не спешит менять свой прогноз на год.

Очередной отчет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) – и очередной позитивный результат. В прошлом месяце реализация новых автомобилей в России увеличилась на 10,8%. В текущем году это худший месяц: в январе рост превышал 31%, а в марте (второй «снизу» после июня) был плюс почти на 14%. Зато по абсолютным цифрам июнь занимает в нынешнем году второе место: продан 156 351 автомобиль.

«Темп восстановления рынка в июне чуть замедлился по сравнению с тем, что мы видели до этого в текущем году. Тем не менее, почти 11%-ное улучшение по отношению к июню прошлого года – это очень приличный результат, особенно в свете проходящего в России Чемпионата мира по футболу. Кроме того, из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте продаж. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, и имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы», – прокомметировал итоги глава Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Весь рынок за январь-июнь вырос по отношению к тому же периоду прошлого года на 18,2%. Очень весомый показатель! В стране продана 849 221 машина. Напомним, что озвученный в апреле прогноз АЕБ предполагает, что спрос за 2018 год вырастет примерно на 10%, до 1,75 миллиона автомобилей.

Отечественная «Лада» вплотную подошла к 170-тысячной отметке. Вазовцы вообще отрапортовали о лучших продажах за последние четыре года, а доля рынка, по собственной оценке тольяттинцев, превысила 20% и оказалась самой большой за последние семь лет. Флагманская «Веста» второй раз с начала года оказалась на верхней строчке месячной статистики (первый раз случился в январе). Относительно июня 2017-го ее продажи выросли на треть. Наблюдается ажиотаж и вокруг «Ларгуса». Его прогресс такой же, как у «Весты», но не за месяц, а за полгода. А вот «Иксрей» неожиданно скис, откатившись по итогам первого летнего месяца аж на 20-е место.

«Калины» и «Приоры» в ТОП-25 нет уже давно, и шансов на возвращение у них нет. Правда, после Московского автосалона, который открывается в конце августа, «Калин» больше не будет: хэтчбек, универсал и кросс-версия меняют шильдик и переходят в семейство «Гранты». Кстати, о «Гранте». Она тоже понемногу растет и в июне сумела даже оттеснить Kia Rio на «бронзовую» позицию. Однако по итогам полугодия (и, полагаем, всего года) модель сохранила третью позицию в «абсолюте».

Kia единственная из иностранных компаний, которая перешагнула рубеж в 100 тысяч проданных машин. В ТОП-25 бестселлер Rio поддерживают Sportage и cee’d. Кроссовер совершил переворот в сегменте средних вседорожников. Он сделал колоссальный рывок, обойдя и «Тойоту RAV4», и Volkswagen Tiguan. Теперь лидирует «кореец», за ним идет «немец», а японскую модель после многомесячного лидерства низвергли на третье место. «Рафик» в России скоро ждет смена поколения, и после нее расклад сил в классе может еще раз измениться.

В ТОП-10 рынка немало марок растут опережающими темпами. Лидер по этому показателю – Kia (+31%). За ним идут Skoda (+27%), Hyundai (+23%), Volkswagen (+22%) и «Лада» (+21%). Огромный прогресс зафиксирован у Mitsubishi (+131% за полгода) и Honda (+357%). Правда, у последней абсолютные продажи остаются скромными, всего 2187 автомобилей. А вот «три бриллианта» остановились в шаге от десятки самых востребованных брендов, заняв по итогам января-июня 11-ю строчку.

Компаний, остающихся в минусе, немного, но они есть. Это УАЗ, Datsun, Audi, Land Rover и Infiniti. Причем «Датсуны» расходятся на 21% хуже, чем год назад: это худший результат в верхней половине таблицы. Посмотрим, сможет ли исправить ситуацию псевдокроссовер, который японцы собираются показать на Московском автосалоне.

Отдельно посмотрим на успехи «китайцев». Самой востребованной маркой из Поднебесной остается Lifan (7352 проданных машины и +3% за полгода). Chery пока о первом месте не помышляет (2925 машин и +11%). А вот третьей неожиданно оказалась компания Zotye (1210 машин и +158%). Позади осталась даже Geely (1051 машина и -3%), хотя этот бренд в России куда известнее.

Из неожиданностей – сбавивший в июне обороты Genesis (-20%) и неожиданный прогресс «Крайслера» (с пяти до 37 машин). Последний продает у нас только минивэн Pacifica за четыре миллиона рублей – машину насколько нишевую и дорогую, что и 37 владельцев за полгода для нее многовато. А еще по непонятным причинам в июне 2018 года значатся нулевые продажи у «Равона». Известий об уходе марки не было, да и сами узбеки анонсировали несколько премьер на ММАС-2018. Вероятно, компания просто не передала данные в АЕБ.

Будет интересно понаблюдать за динамикой продаж в дальнейшем. Как известно, правительство повысило НДС с 18% до 20%, а еще в стране заметно подорожал бензин. По логике это должно подкосить спрос на автомобили. Но Россия, кажется, готова показать обратный пример.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ