Улицы и трассы на больше части территории нашей страны по-прежнему оставляют желать лучшего. Можно ли надеяться на скорое исправление ситуации?

Тем, кто не выезжает за пределы Москвы или ездит только по федеральным трассам европейской части России, проблема с качеством асфальта может показаться надуманной. Но стоит лишь оказаться на задворках какого-нибудь подмосковного города или свернуть на дорогу регионального или вовсе местного значения, как картина разительно меняется. Трещины, ямы, волны, отсутствие разметки – все это в порядке вещей.

Официальные лица наличие проблем не отрицают. Российские магистрали требуют большого объема работ и вложений. В середине июля заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих признал, что только десятая часть российских магистралей соответствует мировым стандартам. Из более чем 50 тысяч километров трасс обеспечить перевозки на высшем уровне по безопасности, скорости и качеству могут 10%.

Да что там мировой уровень – даже соответствие российским нормативам не выполняется! Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что к концу этого сезона в нормативное состояние будет приведено 70% федеральных трасс. Всю сеть обещают подтянуть к 2018 году. Эта дата очень часто встречается в планах. Не иначе, связано это с принятием Россией мирового первенства по футболу, к которому должен завершиться целый ряд серьезных строек. Пока же работы более чем достаточно.

«У нас до сих пор есть грунтовые федеральные трассы. В Ленинградской области, например, больше семи километров грунтовки на трассе «Сортавала», соединяющей Петрозаводск с Петербургом. Или федеральная трасса «Вилюй»: больше 700 километров – это зимник, т. е. она существует, только когда замерзает. А летом – болота, торф, реки, проехать невозможно», – рассказал Роман Старовойт.

Он пояснил, что только с 2014 года ремонт на федеральных магистралях финансируется на 100%. Дополнительную нагрузку обеспечивают трассы, которые повышают в статусе до уровня федеральных. Так, в 2017-м это ждет дорогу Киров – Пермь – Шарья – Кострома протяженностью около 800 километров, а в 2018-м – отрезки Сызрань – Саратов – Волгоград и Саратов – Ершов – Озинки – граница с Казахстаном общей длиной около 325 километров. Они переходят в ведение Росавтодора в достаточно плачевном состоянии, и их тоже необходимо ремонтировать.

Строительство новых участков федеральных трасс ведется не такими темпами, как хотелось бы автомобилистам и властям. Реализуются самые необходимые проекты. Обоснование вполне логичное: нелепо вкладываться в новые направления, когда разрушаются старые. Поэтому большая часть средств федерального бюджета идет на текущее содержание и ремонт.

С региональной дорожной сетью ситуация намного хуже. По словам руководителя Росавтодора, финансирование осуществляется всего на 12% от необходимого объема. За два года процент соответствия этой категории трасс нормативам вырос всего на один пункт и сейчас составляет 38,8%. Федеральные власти указывают на недостаточное финансирование регионами. Деньги из дорожных фондов тратятся на иные цели, и в результате области остаются с разбитыми дорогами. Сейчас обсуждается и реализуется ряд мер, направленных на изменение ситуации.

Что касается улиц внутри городов и поселков, то тут все вопросы исключительно к местным властям. В большинстве регионов автомобилисты годами не видят улучшений, и никакие жалобы не помогают. А столице хватает денег каждое лето затевать масштабные ремонты, причем на ряде магистралей они носят ежегодный характер. Для оправданий закатанных в асфальт миллиардов причины каждый раз находятся: интенсивное движение, неблагоприятные дорожные условия, шипованные шины, забота о безопасности…

Только вот по ощущениям уложенный месяц назад «инновационным» методом единым полотном асфальт на Тверской ничем не отличается от обычного. Руководитель ГБУ «Автомобильные дороги» Александр Орешкин заявил, что новое покрытие не потребует ремонта как минимум три года. Всего! К слову, гарантийный срок службы обычного асфальта, по словам столичных чиновников, составляет столько же. А ведь сколько пафоса было вокруг масштабной реконструкции главной улицы страны!

Зато если заглянуть в план развития платных шоссе, то от перспектив дух захватывает. Согласно «Стратегии развития сети скоростных автодорог России до 2030 года», за предстоящие 14 лет их общая протяженность вырастет с нынешних пяти тысяч до 20 000 километров. Это будут магистрали категории 1А (разрешенная скорость до 130 км/ч) и 1Б (разрешенная скорость до 110 км/ч).

Ряд проектов в рамках этой стратегии известен. На первом этапе, до 2020 года, завершатся уже начатые крупные стройки (трасса М11 и ЦКАД) и начаты новые (дублер М7 Москва – Казань). Всего будет возведено 3,6 тысячи километров дорог. На втором этапе, в 2021-2030 годах, будут построены еще около 14 тысяч километров. В их числе – второй участок ЦКАД (дублирующий большое бетонное кольцо), трассы Екатеринбург – Великие Луки, Казань – Екатеринбург, Сочи – Новороссийск, Челябинск – Екатеринбург, Ижевск – Пермь. Уже после 2030 года могут появиться трассы Красноярск – Владивосток, Пермь – Томск, обход Читы.

Как подсчитали Минтранс и Автодор, на строительство потребуется около семи миллиардов рублей. Все проекты будут реализовываться на условиях государственно-частного партнерства. Ожидается, что 30-50% этой суммы дадут частные инвесторы. Однако и при их участии потребуется ежегодное вложение примерно 350 миллиардов рублей из бюджета.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ