Многие автомобилисты всю уходящую неделю активно изучали законодательство, пытаясь понять, каким набором проблем для них может обернуться очередная встреча с автоинспектором.

Российские законы запрещают вносить существенные изменения в конструкцию автомобилей. На какие-то из них необходимо получить разрешение и соответствующим образом зарегистрировать, другие нельзя делать ни под каким видом. Однако многие годы подряд эта норма фактически не работала. Проходя техосмотр, владельцы избавлялись от видимой части «тюнинга» или известным способом договаривались на месте. Рейды на дорогах случались чрезвычайно редко, а инспекторы технадзора обычно уделяли все внимание автобусам и грузовикам. Легковых машин и внедорожников они практически не касались. Единственное исключение, помнится, было лет пять-шесть назад, когда автоинспекция пару месяцев занималась отловом автомобилей с «колхозным» ксеноном. Рейд прекратился, и все вернулось на круги своя. Более-менее действенным заслоном оказались регистрационные подразделения ГИБДД. На обязательном осмотре инспекторы, как правило, «заворачивали» как откровенно замученные тюнингом экземпляры, так и машины с отдельными доработками – прямоточным выхлопом, неродными сиденьями и т.п.

Официально никаких сообщений от ГИБДД не поступало, равно как не было их и в СМИ. Однако в социальных сетях автомобилисты со всех концов страны подняли тревогу и стали делиться своими неприятными впечатлениями от общения с инспекторами на дороге. Кроме того, в сети появилась фотография документа «для внутреннего пользования», из которого стал ясен размах облавы:

Как оказалось, в контролирующих органах на сей раз решили не ограничиваться какой-то одной категорией, а решили «осчастливить» своим вниманием всех разом. На пристальное внимание обречены «стритрейсеры», фанаты внедорожных покатушек, таксисты, водители лимузинов, грузовиков и автобусов.

Есть шансы обрести нежданные неприятности и у тех автомобилистов, кто всегда считал себя законопослушным и даже не думал о необходимости вносить изменения в конструкцию. Речь идет о газобаллонном оборудовании. Ставят его многие, а вот регистрацией «заморачиваются» единицы. Если у легковых машин и внедорожников его наличие в глаза, как правило, не бросается, то вот владельцам грузовых «Газелей» с баллонами на раме под кузовом спрятаться от глаз инспекторов будет проблематично.

Санкции повергают обладателей «доработанных» автомобилей в уныние. Согласно части 1 статья 12.5 КоАП, наказание вроде бы несерьезное: предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Однако в свете объявленной охоты наивно полагать, что остановивший вас гаишник не вспомнит пункт 7.18 приложения к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации ПДД. Согласно этому документу, запрещается эксплуатация транспортного средства, если в его конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации. Наличие действующей диагностической карты (читай: полиса ОСАГО), подтверждающей прохождение технического осмотра, в данном случае не является оправданием и не освобождает от ответственности.

Из запрета эксплуатации следует несколько возможных вариантов. Если владелец может привести машину в надлежащее состояние прямо на месте и быстро – вопросов нет. Но, как можно понять из перечня доработок, приведенного выше, это будет по силам единицам: силовой бампер, ГБО или рекламный модуль с крыши просто так не снимешь. Сотрудник ДПС может разрешить нарушителю дождаться своего эвакуатора, но это, как всем очевидно, будет жест неслыханной доброй воли. В большинстве же случаев автомобиль отправится на штрафстоянку. И устранять отклонения в конструкции придется уже там.

Желаете поспорить с предъявляемыми претензиями и помешать инспекторам? Неповиновение законному требованию сотрудника полиции (часть 1 статьи 19.3 КоАП) карается штрафом от 500 до 1000 рублей или арестом на срок до 15 суток. Более того, регистрация автомобиля может быть аннулирована, что обернется для владельца еще большим количеством хлопот. Прецеденты подобных жестких решений можно найти в сети.

Законный способ избежать неприятностей есть – легализовать изменения и официально прописать их в документах на машину. Разумеется, это возможно только для тех позиций, которые в принципе разрешены законом. Далеко не каждую работу «мастеров» признают отвечающей требованиям безопасности и выполненной с соответствующим качеством. Но даже банальную установку газобаллонного оборудования или ксенона провести через все инстанции будет непросто. В зависимости от типа изменений процедура разнится, но неизменной остается ее сложность и непрозрачность для непосвященного человека. Да что там непосвященного – в самой ГИБДД пока откровенно не готовы к массовому наплыву желающих узаконить свой тюнинг и «путаются в показаниях», объясняя, что и как необходимо сделать. Автомобилистам придется приготовиться к нескольким посещениям ГИБДД, технадзора и органов по сертификации. И это не считая обязательных заездов на техосмотр и на сервис, где будут производить доработки (или выдадут документы на уже проделанные). Сколько займет времени вся процедура – вопрос везения и настойчивости.

Если рейд автоинспекции затянется, то предполагаем появление нового бизнеса: в России наверняка быстро появятся посредники, готовые проделать «под ключ» всю процедуру вместо занятого владельца. Разумеется, за немалое вознаграждение. Станет ли от этого безопаснее на дорогах? Вряд ли. А вот перераспределение денег из одних карманов в другие произойдет обязательно.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ