Поведение российских страховщиков привело к тому, что немало водителей вынуждены ездить без полиса ОСАГО. Они банально не могут его купить! Компании пеняют на убыточность, требуют поднять тарифы и… штрафы за езду без страховки.

Если несколько лет назад на проблемы с оформлением полиса ОСАГО жаловались, в основном, жители регионов, то сегодня проблема с заключением договора обязательного страхования стала уже массовой. С ней регулярно сталкиваются и москвичи. Причем в немилость компаний попадают отдельные категории водителей, страховать которых обнаглевшие (другого слова, извините, не подберешь) компании попросту не хотят. Хотя обязаны.

В частности, в конце прошлого сезона страховщики стали отказывать в оформлении «автогражданки» мотоциклистам. В приватной беседе с сотрудниками одного из столичных офисов РЕСО нам сказали, что команда отказывать двухколесным поступила свыше, и сделать рядовые менеджеры, увы, ничего не могут. И если осенью на проблему мало кто обратил внимания, то весной она встала в полный рост.

Причина такого поведения страховых компаний заключаются в том, что полис на байк значительно дешевле автомобильного. При этом в случае ДТП он страдает сильнее машины, а ремонтируется – значительно дороже. Плюс приходится платить за поврежденную и уничтоженную экипировку байкера, стоимость которой страховщики также обязаны возмещать. В результате суммы возмещения могут приближаться к максимальному лимиту за несерьезную, на первый взгляд, аварию.

Как водится, все проблемы исчезают, как по мановению волшебной палочки, если раскошелиться на дополнительные услуги. С одной стороны, застраховать свою жизнь и здоровье еще никому не вредило. Но все же делают это далеко не все, а заставлять их запрещает закон. Нежелающих платить сверху сотрудники старательно стараются спровадить. Самая частая тактика страховщиков – отправить байк на осмотр, можно даже в дальний конец области или на другой конец Москвы. Авось, уедет в другую компанию и станет уже не нашей проблемой! Чаще всего с такой проблемой сталкиваются иногородние водители, но иной раз таким же образом гонят из офисов и москвичей.

Казалось бы, можно выйти из положения покупкой электронной «автогражданки». Однако и здесь ожидает подвох: после заполнения всех полей сайт страховой компании перенаправляет на сайт РСА. А на последнем в каталогах и вовсе отсутствуют многие марки и модели мотоциклов.

Разумеется, представители страховых компаний сильно удивляются и искренне делают вид, что никаких проблем с оформлением бумажного или электронного ОСАГО у них нет.

Второй проблемой, с которой сталкиваются абсолютно все водители, вне зависимости от количества колес, стала невозможность оформить расширенные полисы. Еще пару лет назад страховщики сами настойчиво предлагали увеличить максимальный лимит за счет приобретения полиса добровольного страхования гражданской ответственности (ДГО). А сегодня такой полис днем с огнем не сыщешь! А между тем, с ростом цен на автомобили и запчасти к ним, многие автомобилисты стали действительно заинтересованы в увеличении максимального лимита ущерба. Ведь в случае с ДТП с дорогой машиной максимального лимита в 400 000 рублей, скорее всего, не хватит на ремонт, и тогда разницу придется платить из своего кармана.

Некоторые крупные страховые компании готовы предложить услугу, но только своим проверенным клиентам и только в том случае, если у них есть полис добровольного страхования. При этом одни готовы увеличить лимит всего на сто тысяч, а некоторые и на 1-1,5 миллиона, но только при условии безубыточного каско в течение не менее двух лет. Повлиять же на рынок регулятор в лице Центробанка не может, так как, в отличие от ОСАГО, ДГО – дело добровольное, и страховые не обязаны заключать подобные договоры.

«Это добровольный вид, страховщики не будут заключать договоры, если не захотят. Сейчас в принципе почти невозможно застраховать гражданку, скажем, на три миллиона рублей», — говорит руководитель юридической фирмы «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников.

Все эти ситуации приводят к тому, что водители начали массово отказываться от оформления полиса. Особенно, если учесть цену договора. Только в прошлом году за отсутствие страховки было выписано 2,8 миллиона постановлений, что на 40% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Схожие данные предоставляет и РСА: около трех миллионов россиян ездят по дорогам с поддельными полисами, или вообще без них.

Впервые резкий спад продаж ОСАГО был зафиксирован в 2015 году, когда прошла реформа. Стоимость договора резко выросла, причем значительного повышения качества услуг рядовые потребители особо не заметили, свои выплаты все также приходилось буквально «выбивать» в суде при помощи юристов. Согласно статистике Госавтоинспекции, тогда было выписано примерно 189 тысяч протоколов за отсутствие «автогражданки».

Уже спустя год, в 2016-м, российские автомобилисты начали массово отказываться от приобретения обязательной страховки, и гаишники оштрафовали уже 1,9 миллиона человек. Спустя год этот показатель скакнул до 2,8 миллиона. К слову, автопарк в нашей стране с 2014 по настоящее время вырос примерно на шесть миллионов машин. Налицо стремительное падение доверия к страховым компаниям.

«Прежде всего, за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое — это самый главный стимул отказа от ОСАГО. В то же время сама страховая услуга становится всё хуже. Речь идет о последних поправках, связанных с ограничением выплат наличными деньгами автомобилисту при наступлении страхового случая», — уверен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

Такими темпами мы через несколько лет вернемся в 1990-е, и урегулировать аварии водители чаще будут между собой, а не с привлечением страховых компаний. Политика страховщиков удаляет нас от цивилизации. Впрочем, понятие «цивилизованность» к сфере ОСАГО никогда не было применимо.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ