Власти придумали очередную меру для улучшения движения в центре столицы. Она кажется весьма сомнительной, а в сочетании с типично российской реализацией может только ухудшить ситуацию.

С автобусными полосами и платными парковками москвичи смирились. Меры, конечно, непопулярные, но, как ни крути, действенные: в центр действительно стало ездить меньше машин. А значит, сократился трафик и в целом по городу. Последние два года мэр отваживал автомобилистов от поездок другим способом. Масштабная реконструкция в рамках проекта «Моя улица» летом 2016 и 2017 годов привела к натуральному коллапсу, которого мегаполис в период отпусков не видел, пожалуй, никогда.

Работы по сложившейся традиции завершили к Дню города, а уже через месяц заместитель мэра и руководитель столичного Дептранса Максим Ликсутов неожиданно заявил, что «все плохо». Оказывается, властям (по их же собственному мнению) настолько удалась реконструкция центра, что автомобилисты стали ездить из одного конца Москвы в другой напрямую, хотя раньше предпочитали для этого кольца – МКАД, ТТК и Садовое. В результате в пределах Садового зафиксировано увеличение трафика, хотя именно с этим явлением столичная администрация так отчаянно борется последние несколько лет.

«Если вы пользуетесь навигатором, можете заметить, что раньше маршруты при поездках из одной части города в другую прокладывались через МКАД или ТТК без заезда в центр, а сейчас по некоторым направлениям предлагается проехать через центр города — так быстрее. Такая проблема есть, и платная парковка на регулирование потока повлиять не может», — заявил Ликсутов.

На вопрос, как с этим бороться, чиновник ответил радикально: решения проблемы нет, и власти пока занимаются мониторингом ситуации. По сложившейся традиции, Дептранс не забыл опровергнуть любые слухи о готовящемся платном въезде в центр города: никаких разработок этой темы Москва не ведет. Верится в это с трудом, и частые оправдания властей лучше всего свидетельствуют о том, что мера эта весьма вероятная.

Эксперты отмечают, что сократить количество приезжающих в центр машин могут удобные и вместительные перехватывающие парковки. Сейчас их в городе, по данным ГУП «Московский метрополитен», всего 25 общей вместимостью 5,2 тысячи автомобилей. При этом оценка Дептранса гласит, что каждый будний день по дорогам столицы ездит 3,2-3,6 миллиона машин. И кого спасут пять тысяч парковочных мест у метро? Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что перехватывающие стоянки должны быть у каждой конечно станции метро, а их суммарная вместимость – не меньше 100 тысяч автомобилей.

Столько пространства в бездумно застроенных многоэтажками районах, конечно, не найти. Зато чиновники придумали другие меры для достижения столь желаемого результата. Минтранс обнародовал 75-страничный документ, в котором собраны методические рекомендации для региональных властей по «успокоению движения» на улично-дорожной сети. Он касается всей территории страны, но первой внедрять новшества, скорее всего, будет именно Москва.

В качестве одной из основных идей предлагается сужать полосы, применять локальные сужения в районе пешеходных переходов и изменять ширину проезжей части, укладывая вдоль бордюрного камня полосы шириной 0,35–0,75 метра из брусчатки, булыжника или колотого камня. Все это приведет к тому, что водителям будет некомфортно ехать с высокой скоростью. Даже не придется устанавливать дополнительные дорожные знаки: поток замедлится сам собой. В результате движение станет более равномерным, должно снизиться количество аварий. Вот только никто наверняка не подумал о том, как по узким полосам станут передвигаться автобусы и грузовики (а их в центре хватает!), удобно ли будет «скорым» и другим экстренным службам, не вырастет ли аварийность из-за непривычки водителей к узким рядам.

Есть в проекте Минтранса и более экзотические советы. Например, на проезжей части могут появиться специальные направляющие островки, в результате чего машины поедут по прямой улице зигзагом или волной. На улицах с «избыточной шириной проезжей части» предлагается применять зигзагообразную разметку. На перекрестках пешеходные переходы по всей ширине будут приподнимать на высоту 0,7–0,8 метра над остальной дорожной поверхностью. Доступ машин на тротуары станут перекрывать повсеместно самыми разными способами. Ну а самой оригинальной идеей следует признать совет регионам сужать проезжую часть в отдельных местах до ширины одной полосы (при двухстороннем движении), через которую встречные автомобили будут проезжать в порядке приоритета, установленного знаками.

«Рекомендации несут и определенную опасность. К сожалению, в регионах уровень квалификации людей, занимающихся организацией движения, не всегда позволяет оценить последствия принимаемых решений. Это может привести к бездумному массовому использованию разных неочевидных решений. Островки зимой будет заметать снегом, возникнут сугробы посреди проезжей части. Необходимо более подробно описать критерии и условия применения всех инструментов и обязательно поработать с визуализацией, наглядными примерами применения. Минтрансу необходимо дополнить методичку мерами по повышению пропускной способности улиц светофорами, дорожной разметкой и другими локальными мерами. Тогда у чиновников в городах не будет одной парадигмы «всё везде только для пешеходов», а будет набор мер для разных зон города и транспортных задач», — справедливо полагает заместитель главы общественного совета при подмосковном Минтрансе Андрей Мухортиков.

Впрочем, «наломать дров» могут и в столице. Достаточно вспомнить поворот с внутренней стороны Садового кольца на Ленинский проспект, в который после проведенной реконструкции стало невозможно вписаться даже на компактной легковушке, или бетонные ограждения новых остановок общественного транспорта на Бульварном кольце, которые установили в полосе движения автомобилей и забыли обозначить. Так что не забывайте проявлять бдительность: сюрпризов на дорогах прибавится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ