Продолжаем знакомить читателей с тем, как изменилось или собирается измениться законодательство, касающееся автомобилистов.
В прошлом месяце правительство утвердило постановление, которое вносит изменения в процедуру замены водительских удостоверений. Отныне у ГИБДД нет монополии на проведение процедуры, а граждане для замены в случае утери или порчи документа могут обращаться в региональные отделения многофункциональных центров. То же самое касается и получения международных прав.
«Принятые решения направлены на повышение качества предоставления государственных услуг, уменьшение финансовых и временных издержек граждан при обращении за госуслугами, снижение коррупционных рисков», — говорится в тексте постановления.
Кстати, о правах. В ГИБДД продолжают критиковать Минздрав за отказ в предоставлении данных о гражданах, которым вообще запрещено водить любой транспорт, кроме велосипеда. То есть о наркоманах и алкоголиках, стоящих на учете, лицах с психическими заболеваниями, а также больных эпилепсией. В ведомстве уверены, что многие жители нашей страны получают водительские удостоверения и ездят по дорогам, несмотря на запрет. Ведь состояние здоровья водителей сегодня никак не контролируется. И частично проблему с выявлением подобных автомобилистов мог бы решить банальный обмен данными между организациями. Причем Владимир Путин дал поручение о создании подобной базы данные еще в 209 году.
«База данных не создана, мы пока не нашли с Минздравом понимания, как это сделать. В Минздраве опасаются, что МВД получит доступ к личным данным граждан. Но нам не нужен диагноз, мы готовы получать ответ в автоматическом режиме — имеются у человека противопоказания к вождению или нет», — отметил заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД РФ Сергей Фомочкин. Он посетовал, что Госавтоинспекции и прокуратуре приходится искать людей с противопоказаниями в ручном режиме.
«Мы запросили в ГУ МВД по Москве списки лиц, совершивших в 2016 году уголовные преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, стоящих при этом на учете. Получив перечень из десятков тысяч фамилий, мы выяснили, что 1260 человек имеют действующее водительское удостоверение», — рассказал Дмитрий Романов, начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере обеспечения правопорядка прокуратуры Москвы.
После получения списков, специалисты ведомств направляют иски о прекращении действия прав в суды. Подобным образом только в 2016 году водительских удостоверений лишились 450 автомобилистов.
Верховный суд признал незаконным использование различных «антикоррупционных» приспособлений при передаче документов инспектору Госавтоинспекции. Поводом для такого решения послужило обращение в высшую судебную инстанцию водителя из Ханты-Мансийска, который был привлечен к административной ответственности за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. А именно – автолюбитель отказался отстегивать документы от цепочки.
При рассмотрении дела судьи отметили, что пункт 2.1.1 ПДД гласит, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение, регистрационные документы на технику и полис ОСАГО, причем весь комплект он обязан передавать по требованию инспектора ГИБДД для проверки. При этом в приказе МВД №185 говорится, что сотрудники должны принимать документы только без обложек. В случае отказа в выполнении нарушителю грозит административная ответственность. В итоге судьи встали на сторону гаишника, так как автомобилист действительно отказался выполнить его требования.
Немало споров вызвала очередная реформа ОСАГО. Она подразумевает замену денежной выплаты владельцу пострадавшего транспортного средства натуральным возмещением. Точку поставил президент России Владимир Путин, который подписал соответствующий документ. Он содержит сразу несколько нововведений. Основное заключается в том, что автомобилистам будут не оплачивать ущерб, а выдавать направления на ремонт. Однако есть и исключения. На денежную премию могут рассчитывать автомобилисты, машина которых в результате ДТП полностью погибла, или же стоимость ремонта превышает сумму возмещения по «автогражданке», если водитель погиб в аварии или получил тяжелые или средней тяжести травмы. Также деньги могут получить инвалиды или те, кто смог договориться об этом с представителями страховой компании.
Техцентр должен располагаться не далее 50 километров от места аварии или места жительства пострадавшего, а новым транспортным средствам, которые находятся на гарантии, страховщики должны обеспечить ремонт в дилерском центре. Сотрудники страховых компаний при обращении к ним будут предоставлять список сервисов, с которыми она сотрудничает, а автомобилист должен самостоятельно выбрать, куда ехать. Использовать бывшие в употреблении запчасти в сервисах смогут только в том случае, если владелец поврежденного автомобиля на это согласился. В остальных случаях должны устанавливаться только новые компоненты, причем автомобилисту не придется доплачивать за износ. При этом если выплата осуществляется «по старинке», износ деталей будет вычитаться из премии так же, как и сейчас.
В таком разнообразии инициатив легко потеряться. Будем надеяться, наша памятка вам поможет. Кстати, не забудьте и о том, что с 5 апреля можно получить штраф в 500 рублей за отсутствие знака «Шипы» на корме автомобиля. В первое время автоинспекторы наверняка будут уделять особое внимание этому нарушению.