За январь-июнь текущего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 6,9%. А два последних месяца и вовсе демонстрировали плюс в 15%.

По итогам первого квартала 2017 года в нашей стране было продано машин на один процент больше, чем за тот же период годом ранее. Если рассмотреть причины положительной динамики, станет ясно: у рынка есть предпосылки для перехода из рецессии к подъему. И первое полугодие подтвердило, что надежды на долгожданное оздоровление начинают реализовываться.

Согласно последнему отчету АЕБ, в июне владельцев нашли 141 086 автомобилей, что на 15% больше, чем в июне 2016-го. За шесть месяцев продано 718 529 машин (+6,9% к результату 2016 года). Пока это даже позитивнее прогноза самой АЕБ, которая ставила на годовой рост порядка 4-5%. Впереди нас ждет традиционный летний спад продаж, и о корректности предположений правильнее будет рассуждать уже по осени.

Полугодовые итоги выглядят позитивно у большинства марок из ТОП-15 статистики. Рекордсмены – Kia (+22%) и Mazda (+21%), которые смогли перешагнуть 20%-ный рубеж. Японская компания вдобавок сумела вернуть себе место в числе пятнадцати лучших.

В плюс не смогли выйти четыре бренда. УАЗ отлично пережил все четыре года кризиса, а после перехода рынка в рост вдруг начал демонстрировать негативную динамику: сразу -14% за полгода и аж -39% в июне! Вероятно, потребителям не понравилось очередное повышение цен на «Патриот», которое ульяновцы поспешили отыграть назад. Но кассу заводу делает еще и семейство древних коммерческих моделей, а с ними никаких ценовых потрясений не происходило. На 7% просели продажи «Мерседесов». Учитывая, что ближайший преследователь по премиальному сегменту в лице BMW прогрессирует, при сохранении нынешнего тренда мы можем получить к концу года нового лидера в классе люксовых автомобилей. Пока не смогли выйти в плюс Nissan (-3%) и Toyota (-1%), хотя все их соперники, ориентированные на массового покупателя, уверенно растут. Предполагаем, что причина неудачи – в отсутствии сверхвостребованных рынком седанов и кроссоверов В-класса. У «Тойоты» их нет вовсе, компанию вытягивают гораздо более дорогие машины, а «Ниссан» может предложить лишь «Алмеру» и «Террано», проигрывающие по ряду ключевых параметров и своим соплатформенникам с эмблемой Renault, и мощно выступающим «корейцам».

Datsun сумел пережить крайне неприятные итоги 2016 года (-41%) и теперь показывает одни из самых высоких темпов роста (+32% за шесть месяцев). Из компаний, сумевших продать хотя бы тысячу автомобилей, его опережают только Volvo (+35%) и Jaguar (+67%). Отметим непонятную политику компании SsangYong. Еще в конце 2016-го корейцы объявили о возобновлении продаж в России, огласили стоимость новинки – кроссовера Tivoli, и с тех пор замолчали. Вот уже более полугода все остается по-прежнему: за январь-июнь продано всего 70 автомобилей. А китайский Great Wall вовсе исчез из статистики. Вместо него выступает премиальный Haval (869 внедорожников за полгода).

В модельном зачете впервые за несколько месяцев сумела вернуть себе лидерство «Лада Гранта». Правда, только по итогам июня: полугодие завершил на вершине статистики Kia Rio, причем с существенным перевесом – 46 158 машин против 41 996. При этом спрос на корейскую модель, несмотря на скорое появление преемника, не падает, а растет. «Гранту» мог бы выручить рестайлинг, но с ним в Тольятти тянут уже два года.

«Лада Веста» (34 595 машин) уверенно оттеснила Hyundai Solaris (32 745 машин) на четвертое место. Причем последнего поджимает Creta (24 143 машины). Вероятно, падение покупательского интереса к «Солярису» объясняется именно выходом крайне удачного кроссовера: стоит он ненамного дороже, но при этом практичнее и солиднее. Любимца таксистов не спасает даже смена поколения, повышение цен от которой оказалось не слишком значительным.

Volkswagen Polo уже немолод, но зато стабилен: спрос вырос на 25 автомобилей в июне и на 359 за полгода. У немецкой модели с калужской пропиской есть четкий круг своих поклонников, которые ценят ее вне зависимости от времени, прошедшего с момента последнего обновления. А вот другой Volkswagen – Tiguan – после смены генерации стал привлекать покупателей гораздо лучше. Спрос по сравнению с предшественником вырос втрое, с 4126 до 12 048 автомобилей! Кроссовер буквально ворвался в ТОП-25 рынка, уже обошел Nissan X-Trail и точит зубы на Kia Sportage. Правда, лидер класса пока остается на недосягаемом для конкурентов восьмом месте «абсолюта»: за шесть месяцев Toyota RAV4 разошлась тиражом 16 016 экземпляров.

Будем надеться, что позитивные результаты продаж последних четырех месяцев – это не кратковременный успех, а долгосрочный тренд, и российская экономика (а вместе с ней и автомобильный сектор) начинают если не выкарабкиваться из кризиса, то по крайней мере нащупали устойчивое положение.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ