Введение с 15 ноября платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам вызвало волну недовольства по всей стране. Правда, официальные власти предпочли проблему не комментировать.

О том, что представляет из себя система «Платон», мы уже писали в статье «Дальние дороги дорожают». Вкратце: новый «оброк» взимается со всех грузовиков полной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Платить нужно за каждый пройденный километр, причем вне зависимости от того, груженая фура или нет.

Слухи и подробности о системе появились задолго до ее запуска, однако негативная реакция дальнобойщиков проявилась уже осенью, перед самым началом ее работы. Вероятно, водители до последнего момента надеялись, что власти одумаются и не станут нагружать их в кризис очередным побором. Надежда не сбылась, и с середины ноября «Платон» приступил к выполнению своих обязанностей.

Правда, на некоторые уступки власти все-таки решились. Изначально утвержденный тариф в 3,73 рубля за километр «вдруг» посчитали завышенным и пересмотрели буквально за пару дней до пресловутого 15 ноября. До 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 рубля, а с 1 марта 2016-го до 31 декабря 2018-го – 3,06 рубля. Сразу возникает вопрос: кто и как утвердил и обосновал стоимость проезда, если ее одним росчерком пера снизили почти в 2,5 раза на полгода, а еще на три года урезали на 22%? Выходит, и такой оплаты хватит на содержание дорог? Или же у заинтересованных в сборе денег просто появился весомый повод оправдаться, когда и после 2018 года российские дороги останутся в том же состоянии, что и сегодня: мол, что вы хотите – собранных денег не хватило.

Вторая поблажка состояла в том, чтобы повременить со сбором штрафов за неоплаченный проезд. Власти пообещали, что до 1 мая 2016 года платными останутся только подмосковные дороги, а из других регионов «письма счастья» владельцам большегрузов приходить не будут. Санкции за неоплату проезда, между прочим, предусмотрены немалые: 5000 рублей для водителя (который, отметим, вообще не отвечает за оплату проезда!), 40 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и 450 000 рублей для юридических лиц. Однако дальше обещания Минтранс не пошел, и соответствующее постановление правительства издано не было. Дальнобойщиков цинично обманули. К слову, воспользовавшись разницей в размере наказания, некоторые фирмы стали перерегистрировать свои фуры на частных лиц, которых штрафуют куда лояльнее.

С этими поправками «Платон» и заработал. Точнее, сделал это кое-как. Уже к исходу первого дня интернет заполнился первыми впечатлениями пользователей. Сайт системы работал крайне медленно и периодически вовсе «падал», работа со счетом оказалась запутанной и непрозрачной, наблюдались непонятные списания денег. Перевозчики жаловались на нехватку бортовых устройств для контроля движения в автоматическом режиме. В качестве альтернативы система позволяет самостоятельно создать маршрутную карту, но и здесь не все гладко. Во-первых, «Платон» почему-то предлагает только фиксированные варианты проезда между городами, тогда как многим фурам удобнее ехать по-другому. Во-вторых, такой вариант подходит для частников и совсем небольших фирм. А что делать, если в парке десятки ежедневно выходящих в рейс машин? Появилась даже информация о том, что некоторые перевозчики предпочли повременить с выполнением заказов и понаблюдать за развитием ситуации со стороны, что привело к некоторому дефициту автомобилей на рынке перевозок.

Иными словами, ничего удивительного. Россиянам не впервой становиться вынужденными испытателями сырого и плохо работающего продукта, при этом еще и платя штрафы за нарушение его использования и случайные ошибки. Зато уже по истечении первых суток глава Росавтодора Роман Старовойт не преминул отчитаться о собранных средствах. С 65 тысяч зарегистрированных в системе грузовиков только за один день собрали 35 миллионов рублей. Сбои в работе сайта объяснили атакой хакеров.

Протесты водителей еще с 11 ноября развернулись по всей стране, в большинстве регионов и крупных городов. Отстаивая свои требования об отмене «Платона», дальнобойщики выезжали на дороги и участвовали в акции «Улитка»: занимая все полосы на дороге, кроме крайней левой, фуры двигались на минимальной скорости. Такие проявления несогласия повторялись в течение нескольких дней. Местные власти не реагировали, и общаться водителям приходилось лишь с сотрудниками ГИБДД, которые, судя по комментариям в соцсетях, сами не очень понимали, как нужно действовать.

Очень быстро бастующие осознали, что «на местах» до их проблем дела никому нет, и собрались в рейд на Москву. Желающих искать ответы на вопросы в столице набрались сотни, причем немалая их часть – из Дагестана и Чечни, регионов, давно славящихся своей практически 100%-ной поддержкой действующей власти. На этом этапе высшие чины забеспокоились и спустили в ГИБДД команду «Не допустить!». По всей стране на стационарных постах фуры останавливали без объяснения причин, по несколько часов проверяли документы, груз и водителей, штрафовали под надуманными предлогами. Пустым грузовикам попросту запрещали ехать в сторону столицы или же брали с их водителей бредовые по своей сути расписки с обещанием… не участвовать в акциях протеста.

Разумеется, тут же появилось официальное опровержение от правоохранителей.

«Нет никаких команд гнобить дальнобойщиков. Сейчас никаких серьезных проблем на дорогах, связанных с перемещением дальнобойщиков, нет. Нормальная ситуация. Дальнобойщик — это водитель, который прекрасно понимает, что ему не нужно нарушать ПДД», — заявил первый заместитель главы ГИБДД МВД РФ Владимир Швецов. Сообщения в СМИ, приходящие в большом количестве и из разных регионов, он назвал «бредом».

Это заявление прозвучало 1 декабря. За день до этого, 30 ноября, дальнобойщики, съехавшиеся со всей России, планировали запустить «Улитку» на МКАД. Сделать им это не позволили, однако активисты объявили о переносе акции на несколько дней.

Последней надеждой водителей было ежегодное послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию. Однако в нем не прозвучало ни слова о проблемах с системой «Платон» и социальной напряженности. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков также не стал комментировать ситуацию. По его словам, «шероховатости будут исправляться», власти «не склонны драматизировать ситуацию» и вообще, «это вопрос не Кремля, а правительства». То есть высказывать от имени президента о переносе начала учебного года, о запрете полетов чиновников на самолетах иностранных авиакомпаний, о ситуации в украинском правительстве, о высказываниях о России белорусской писательницы – это уровень Кремля, а массовые протесты в стране – нет.

В итоге 4 декабря часть водителей, несмотря на препятствия со стороны ГАИ, все-таки выехали на МКАД в районе Ленинградского шоссе и заняли четыре полосы из пяти. Правда, информация о ситуации на кольцевой приходила противоречивая. Некоторые источники утверждали, что движение перекрыли сотрудники ДПС. Однако фотографии с занявшими почти всю ширину дороги фурами явно свидетельствовали о том, чья это была заслуга.

Заметим, что на протяжении почти целого месяца, что идут протесты водителей, федеральные телеканалы и интернет-издания не сказали о них ни слова. Для их аудитории этой проблемы вообще не существует. Для подтверждения этого достаточно посмотреть записи новостных выпусков на сайтах телеканалов или, к примеру, изучить список заметок по запросу «Платон» на сайте m24.ru.

Казалось бы: «Платон» — далеко не первый побор, введенный для автомобилей в России за последнее время, и все к этому должны бы уже привыкнуть. Но власти забыли о «маленьком» нюансе. До сих пор все их инициативы касались автолюбителей. Они могли не нравиться последним, но выбор оставался: продать машину вообще, сменить ее на модель попроще и подешевле, пересесть на общественный транспорт. А платные парковки, одна из самых громких тем последних лет, вообще пока в полной мере коснулась только сытой Москвы. А вот у дальнобойщиков альтернатив нет. Машина – их дом, работа и кормилица одновременно. Поэтому нет ничего удивительного, что водители так остро отреагировали на лишнюю запущенную в свой карман руку – да еще и в разгар кризиса!

Последствия введения платы за проезд не осознает только самый недалекий человек. Некоторые искренне полагают, что проблема элементарно решается сопоставимым повышением тарифа на грузоперевозки. Они, к слову, уже успели взлететь на 15-30%. Но что это повлечет за собой? Вырастут издержки заказчиков, которые заложат дополнительные траты в стоимость своей продукции. И уж точно с некоторым запасом! А за это расплатимся все мы, придя в магазины. В том числе заплатят лишнее из своего кармана те же дальнобойщики, которые якобы «компенсировали» свои убытки повышением тарифов. Между тем, рост цен на продукты и непродовольственные товары за последний год и без того оказался колоссальным.

Еще одна веская причина – российское налогообложение. С появлением «Платона» дальнобойщики делают взносы на ремонт дорог трижды (!): в виде ежегодного транспортного налога, в виде акциза на топливо при каждой заправке и новой системе за каждый километр федеральной трассы. И какие же аргументы можно придумать, чтобы назвать подобную схему продуманной и адекватной?

Завершает картину тот факт, что «Платон» — система частная. Средства на ремонт дорог пойдут через карманы семьи олигарха Аркадия Ротенберга, друга Владимира Путина. Выводы из этого, думаю, очевидны.

Пока ситуация остается напряженной. В ближайшем будущем неизбежна очередная волна роста цен, определенная неясность на рынке грузоперевозок и сложные времена для дальнобойщиков. Даже такую мелочь, как дефицит бортовых устройств для грузовиков обещают устранить только к весне будущего года! В качестве облегчения власти обещают лишь временно уменьшить штрафы.

А закончить материал, увы, придется еще одной плохой новостью. Регионам, как это бывало уже не раз, понравилась идея получать деньги ни за что, и они собираются ввести плату и за проезд по местным дорогам. Официальная аргументация заключается в том, что, избегая платных федеральных трасс, фуры начнут чаще ездить по второстепенным, нанося им еще больший вред.

Источник: carclub.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ