В полицейском ведомстве готовят переход на электронный паспорт транспортного средства (ПТС) и отмену выдачи номерных знаков непосредственно в регистрационных подразделениях ГИБДД.

В начале года мы писали о нововведениях, которые грядут в сфере регистрации автомобилей. Тогда речь шла о возможности записать владельцами одной машины нескольких человек, запрете постановки на учет на несовершеннолетнего или недееспособного человека, поблажках при регистрации транспортных средств с перебитыми номерами или изменениями в конструкции. Однако ничего из этого, включая перспективную идею официальной продажи «красивых» номеров, пока не было реализовано.

Между тем, в МВД подготовили очередной набор предложений по оптимизации процедуры. О них рассказал в интервью «Российской газете» начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов.

Главный пункт грядущих реформ – электронный паспорт транспортного средства (ПТС). Сейчас он содержит все данные об автомобиле и его владельцах и является главным документом, но требуется лишь при постановке машины на учет. Большую же часть жизни права хозяина подтверждает свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС), которое необходимо иметь при себе, а ПТС пылится дома в укромном месте.

В МВД планируют отказаться от лишней бумаги, переведя ее в электронный формат. Страны Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) утвердили начало перехода на него с 27 июня текущего года. В единой базе будут содержаться те же данные, что и сейчас, однако их можно будет дополнить другими. Это должно стать еще одним шагом на пути к формированию информационной системы с историей всех автомобилей. С одной стороны, это поможет полиции, с другой – покупателям подержанных машин на вторичном рынке.

«Здесь больше плюсов, чем минусов. Автовладельцу не придется хранить дома огромную простыню с данными о его машине. К истории купли-продажи автомобиля можно совершенно спокойно в дальнейшем подвесить и другую информацию, связанную с проведением технического обслуживания, ремонта, замены. Все, что угодно. Фактически это может получиться российский аналог системы Carfax. В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это не обременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. История его машины ведется на электронных носителях. А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться», — пояснил Виктор Нилов.

Отметим, что сейчас подобие «Карфакса» в России уже работает. Историю приглянувшегося автомобиля можно проверить на портале «Автокод». О его возможностях мы рассказывали год назад.

Полностью переход на электронный ПТС должен состояться к 1 июля следующего года. До этого момента в МВД рассчитывают провести всю подготовительную работу. Что касается документа в его нынешнем виде, то, по словам главы ГИБДД, он изжил себя. Возможности глобальной информационной системы сделали его ненужным.

Отдельного упоминания заслуживает готовящийся закон о регистрации. С его принятием автомобилистов ждет как минимум два важных новшества.

«Мы хотим подключить сегодня официальных дилеров к процессу подготовки продаваемого автомобиля к регистрации. То есть попросту уйти от серых схем. Ни для кого не секрет, что сейчас за отдельную плату дилер может самостоятельно поставить машину на учет. То есть продать с номерами. Но делается это полузаконно. В проекте закона как раз предусматривается возможность участия дилера в этом процессе. Его услуги будут узаконены. Это облегчит и жизнь автовладельца, повысит престиж самого дилера, а также облегчит работу инспекторам. Ведь дилер полностью подготовит и укомплектует автомобиль, чтобы его можно было поставить на учет. Он потом будет представлять интересы покупателя в ГИБДД. А ГИБДД, это удобно тем, что можно было бы организовать взаимодействие с продавцом в электронном виде, чтобы упростить процедуру», — рассказал Виктор Нилов.

Это одна из доработок закона, которая действительно давно напрашивается. Она сделает легче жизнь многим автомобилистам. Мы бы сравнили ее с аукционами по продаже «красивых» номеров, выгоды от которых также очевидны, но по неизвестным причинам дальше обсуждения идеи дело пока не идет.

«Еще одно преимущество заключается в том, что предусматривается переход от выдачи государственного регистрационного знака к его присвоению. Сейчас мы изготавливаем регистрационные номера, присваиваем их автомобилям и выдаем. Но планируется изменить эту схему. При прохождении процедуры регистрации водитель в конечном итоге получит на руки только свидетельство о регистрации транспортного средства, которому присвоен определенный регистрационный номер. Возможно, этот номер ему просто присвоят по случайному выбору, возможно он купит его на аукционе. Номер будет уже в свидетельстве о регистрации. А дальше автовладелец идет в одну из официальных организаций, которая занимается изготовлением номеров, и за свой счет по свидетельству о регистрации транспортного средства изготавливает себе присвоенный ему номер. Это значительно сохранит бюджет. Ведь сегодня нам приходится не только заказывать эту спецпродукцию, распределять ее по отделениям. Ее надо перевозить и хранить», — сообщил глава ГИБДД.

Поправка логично вытекает из принятой ранее, разрешившей владельцам автомобилей заказывать дубликаты госномеров в специализированных фирмах без уведомления ГИБДД. Для изготовления жестянок сейчас достаточно всего лишь предъявить СТС, где будет указано, что вы являетесь хозяином машины именно с тем номером, который хотите получить. Так что расширение компетенций частников от продажи дубликатов до первичной выдачи знаков не выглядит чем-то нереальным. Новшество может быть внедрено в ближайший год.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ