Обычно с увеличением существующих и введением новых штрафов в России дело не затягивают. Но некоторые из них пока завязли в различных инстанциях, а потому успели подзабыться. Напоминаем о них.
ГИБДД предлагает внести ясность в формулировку пункта Правил, регламентирующего обгон. В нынешней редакции термин «обгон» подразумевает только выезд на полосу встречного движения, все остальное считается «опережением» транспортного средства. Автоинспекция предлагает прописать запрет «в местах, где запрещен выезд на полосу, предназначенную для встречного движения» (например, стоит знак «Обгон запрещен» или нанесена сплошная линия разметки).
На первый взгляд, получается «масло масляное». Однако в ГАИ уточняют: речь идет о ситуациях, когда водитель не успел завершить маневр и вернуться на свою половину дороги до начала запрета. Если поправка будет утверждена, то наезд после обгона даже одним колесом на начавшуюся сплошную приведет к лишению прав. Чаще всего так происходит и сейчас, но у автомобилистов все же есть шансы оспорить приговор.
«Проблема обозначена чрезвычайно актуальная, но пути ее решения – половинчатые. Даже в самых захудалых странах Европы сплошная разметка не появляется неожиданно, там и не подлавливают водителей, которым некуда деться, кроме как продолжать движение по встречной, если своя полоса занята фурой. Там минимум метров за 500 предупреждают знаками и разметкой с многократным дублированием. У нас же знак или разметка появляется как черт из табакерки. В итоге у водителя паника, его действия становятся хаотичными», — считает заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД по Москве, правозащитник Виктор Травин.
Проект постановления с поправками направлен в правительство еще в конце 2016 года, но до сих пор не подписан.
С 2015 года обсуждается увеличение штрафа за чрезмерную тонировку передних боковых и ветрового стекол. В 2014-м была отменена обеспечительная мера в виде запрета эксплуатации и снятия номерных знаков, сохранился только 500-рублевый штраф. Нарушителей он не пугает, и количество «темных» машин на улицах снова начало расти. Предлагается повысить сумму до 1500 рублей, а за повторное нарушение наказывать на 5000 или лишать прав.
Автором идеи выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Ему оппонируют, в частности, представители ЛДПР. По их мнению, тонировка не позволяет злоумышленникам увидеть вещи, оставленные в салоне. Ряд других парламентариев также считает существующее наказание «достаточным». Вероятно, санкция в ближайшее время останется без изменений, если ее вдруг не поддержит кто-нибудь «сверху».
Еще дольше обсуждается увеличение штрафа за нарушение правил на железнодорожных переездах. В 2015 году Минтранс предлагал ввести санкцию в 30 тысяч рублей, в 2016-м Законодательное собрание Пензенской области – до 10 тысяч. Сегодня «пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде» наказывается по ч.1 ст.12.10 КоАП тысячей рублей или лишением прав на 3-6 месяцев. Несмотря на тяжкие последствия нарушения, статья не попала в перечень «особо опасных»: по ней можно получить скидку в 50% при оплате в течение 20 дней! Пока же никаких подвижек в обсуждении не видно, несмотря на тот факт, что поправки были рекомендованы к принятию в первом чтении профильным комитетом.
Ровно год назад, в мае 2016-го, Госдума приняла в первом чтении поправки в КоАП, вводящие новую обеспечительную меру для пьяных водителей. Машину им предлагается возвращать только после оплаты залога в размере 30 тысяч рублей. После вынесения решения суда эта сумма будет зачтена в качестве штрафа (напомним, помимо лишения прав в России сейчас предусмотрен и 30-тысячный штраф за нетрезвую езду). Правда, еще придется оплатить услуги принудительной эвакуации на штрафстоянку. Сейчас нарушитель этой участи может избежать, если найдет трезвого водителя до того, как автоинспекторы закончат оформление всех бумаг.
Если поправки будут приняты, то автомобиль пьяного владельца в любом случае уедет на штрафстоянку. Они же позволят увеличить собираемость штрафов: 30 000 рублей платят далеко не все приговоренные судами. Правда, за истекшие 12 месяцев никаких новостей о законопроекте больше не поступало. Он тихо дорабатывается или же вовсе забыт.
Поправки о возврате к действовавшей во времена СССР балльной системе учета нарушений прошли первое чтение в октябре 2016 года. Согласно новой редакции, водитель, совершивший три общественно опасных нарушения (это, в частности, проезд на красный свет, выезд на обочину, непредоставление преимущества пешеходу), на четвертый раз лишится прав на 1-1,5 года или будет оштрафован на сумму до 30 тысяч рублей. Всего законопроект упоминает 17 статей КоАП и учитывает только те проступки, которые зафиксированы автоинспекторами. С учетом засилья стационарных камер и практически полным исчезновением патрулей с дорог последняя оговорка выглядит нелепо. Некоторые парламентарии и эксперты раскритиковали предложение, после чего оно уже несколько месяцев находится на доработке.
«Надо оставить те (статьи КоАП – прим. Carclub), где нет субъективной оценки, минимум коррупционного фактора, при этом можно четко доказать, что нарушение было совершено умышленно. Например, спорным является отказ пропустить пешехода. В Москве они идут сплошным потоком, не всегда соблюдая ПДД, но формально водитель почти всегда становится нарушителем. То же с нарушением правил разворота и поворота: водитель мог и не увидеть стертую разметку. Поправки все-таки задумывались как способ борьбы с отморозками, а не с обычными водителями», — считает депутат Вячеслав Лысаков.
Наконец, пока не дошел до второго чтения штраф за опасное вождение. Термин появился в ПДД еще в июне 2016-го, а первое чтение в Госдуме санкция прошла в январе 2017-го. Предлагается ввести наказание в 5000 рублей, а вот за «рецидив» карать уже лишением прав, обязательными работами или административным арестом. В том, что эти поправки будут приняты, нет никаких сомнений: слишком долго и шумно проталкивали в ПДД и КоАП «опасное вождение». Однако пока нет никакой ясности, каким в итоге окажется наказание, и когда оно начнет действовать. Изначально предполагалось, что это произойдет уже весной.