Президент Владимир Путин подписал большой пакет поправок в закон об ОСАГО. Они разработаны Минфином и носят отнюдь не чисто символический характер. Поэтому ознакомиться с ними важно каждому водителю.

Изменения вступают в силу с 1 октября этого года, и пока для этого даже не все готово. Впрочем, последнее неудивительно, а, скорее, для России вполне типично. Всего два примера из недавнего прошлого: утверждение госстандарта на новые форматы номерных знаков, которые ГИБДД не успела заказать, и переход на электронные ПТС. Обе инновации пришлось переносить, ибо к изначально прописанному сроку их реализация оказалась в принципе невозможна.

Но вернемся к ОСАГО. С середины осени максимальная выплата по автогражданке при оформлении аварии по европротоколу (то есть без вызова гаишников) будет равняться общему максимальному лимиту возмещения за «железо» — 400 000 рублей. Сегодня такое правило действует только для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Но только на бумаге: де-факто оно не работает. На всей территории страны пострадавший может рассчитывать при использовании европротокола максимум на 100 000 рублей.

Разумеется, расставаться с такими суммами страховщики легко не будут. Основные правила для оформления европротокола останутся прежними: два участника, у обоих есть действующие полисы, пострадали только автомобили, отсутствуют разногласия о том, кто виноват. Претендуете на 400 000 рублей? Тогда обе машины должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС, зафиксировавшей обстоятельства столкновения. А это уже выводит из под действия поправки большую часть ДТП. Напомним, что экстренный модуль до весны 2016 года ставился вообще всего на две модели – «Ладу Веста» и «Ладу Иксрей». Вот и прикиньте, каковы шансы, что на дороге встретятся два совсем свежих автомобиля.

Кроме того, «400-тысячный» европротокол должен быть оформлен не теми средствами, что сейчас. Это второе важное новшество: сейчас в разработке находится мобильное приложение для попавших в аварию водителей. Его обещают запустить в сентябре, то есть буквально накануне вступления в силу поправок (смело!). В программу вводятся данные, загружаются фотографии, и всё это отправляется страховщикам. Встроенная защита позволит по умолчанию считать всю информацию в приложении корректной, не поддававшейся редактированию в мошеннических целях.

«Еврик» можно будет оформить и через сайт Госуслуг, который расширяет свой функционал практически каждый месяц. Правда, по предварительной информации, этот вариант будет считаться упрощенным и станет работать только для мелких аварий с ущербом до 100 000 рублей. Этот же максимум останется для случаев, когда у хотя бы у одного участника нет системы ЭРА-ГЛОНАСС, или невозможно использовать мобильное приложение. Если видите, что вред причинен на большую сумму, вызывайте автоинспекторов.

Поправки уравнивают в правах бумажный и электронный полисы ОСАГО. По замыслу, это должно сократить количество подделок и случаев дублирования в базе номеров договоров. Предполагается и то, что возить с собой даже распечатку страховки, купленной онлайн, больше не придется. Достаточно будет знать ее номер: назовете его остановившему вас автоинспектору, и уже его задачей станет, как проверить его подлинность. В городской черте, скорее всего, проблем не будет. Но ведь в России полно мест без покрытия мобильным интернетом. Как тогда проверять наличие страховки? Так что новшество может иметь обратный эффект: вырастет число водителей, надеющихся, что их не уличат в езде без ОСАГО.

Предполагается, что номера онлайн-полисов будут тут же регистрироваться в единой базе РСА. Если автомобилист покупает подделку, он не сможет ее оплатить. Сработает ли – покажет время.

Поправки устраняют лазейку в законе для нетрезвых водителей. Как известно, в КоАП есть две статьи: за управление транспортом в пьяном виде и за отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Санкция за них одна – штраф 30 000 рублей и лишение прав как минимум на полтора года. Но для страховщиков разница между ними есть. С водителя, чье нетрезвое состояние доказано, компания вправе требовать регрессом всю сумму, выплаченную ей в качестве компенсации пострадавшей стороне. А вот в случае отказа «продуться» такого права у страховщика нет: употребление алкоголя не доказано. С 1 октября и по «отказной» статье виновнику аварии будет грозить регресс от страховой фирмы.

Неоднозначное новшество – освобождение от материальной ответственности пешеходов, которые оказались виновниками аварии, но получили в ней травмы или погибли. Поправки избавляют их от финансовых претензий страховщиков (в случае гибели, разумеется, уже не их самих, а наследников). С одной стороны, логично: за других людей, пусть даже и членов семьи, никто не обязан отвечать рублем. С другой, почему не должен платить выживший виновник? Это порождает чувство безнаказанности, а страховщики теряют деньги. Кто компенсирует? Правильно – водители. А вот если пешеход устроил аварию, а сам жив-здоров, раскошелиться ему придется.

Наконец, в сфере ОСАГО разрешили перестрахование. Это когда сама страховая компания передает часть рисков по своим договорам другой фирме или фирмам. Впрочем, это уже внутренняя кухня, покупателей полисов не касающаяся.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ