Вместо Николя Мора Волжский автозавод возглавил Ив Каракатзанис, также ставленник альянса Renault-Nissan. Одновременно заставил вспомнить о себе предыдущий глава завода Бу Андерссон, выпустивший в Швеции фильм-откровение о работе в России.
Последним россиянином, руководившим АвтоВАЗом, был Игорь Комаров. Он занимал кресло главы автогиганта с 2009 по 2013 годы. В этот период завод запустил «Гранту», наконец-то вытеснившую из гаммы древнюю «классику», и первую лицензионную модель альянса Renault-Nissan – универсал Largus. Швед Бу Андерссон переехал в Тольятти из Нижнего Новгорода, где возглавлял ГАЗ. С января 2014 года по март 2016-го он запомнился запуском стольких новинок, сколько АвтоВАЗ не представлял никогда. Это, в частности, кросс-версии «Калины» и «Ларгуса», Lada 4×4 Urban, а также знаковые для гиганта Vesta и XRAY.
Николя Мор, пребывавший в статусе президента завода с апреля 2016 года по май 2018-го, может записать на свой счет разве что пятидверные «Весты» (которые, впрочем, разрабатывались параллельно с седаном, то есть при Андерссоне). Скорее всего, это не вина управленца. После ухода его предшественника АвтоВАЗу наказали снижать издержки. Вероятнее всего, ряд проектов в связи с этим был приостановлен или заморожен. А с 1 июня на должность главы главного российского автопроизводителя заступает Ив Каракатзанис. Как и Мор, он ставленник альянса Renault-Nissan.
На компанию Renault Каракатзанис работает больше четверти века. Еще во второй половине 1990-х он отвечал за сборку и окраску на одном из французских заводов марки, а затем возглавил там же отдел качества. С 2016 года он руководит румынской «Дачией». Как известно, под этим брендом в Старом Свете продаются бюджетные автомобили альянса, те, которые в России носят эмблему Renault: Logan, Sandero, Dokker, Duster. Так что о продвижении и позиционировании недорогих машин на высококонкурентных рынках новый президент знает не понаслышке.
Более того, несколько лет назад он одобрял идеи, схожие с теми, что продвигал в России Бу Андерссон. Швед малой кровью дал «Ладе» модные псевдокроссоверы. А под руководством Ива Каракатзаниса у «Дачии» появилась приподнятая версия универсала Logan MCV в довесок к уже существовавшим аналогичным компактвэнам Lodgy и Dokker. Новый босс АвтоВАЗа не понаслышке знает о российском рынке и локальном производстве. С 2013 года он отвечал за производство и логистику в регионе Евразия, то есть в сферу его ответственности входили московский завод Renault Россия (бывший «Автофрамос») и тот же АвтоВАЗ, на который перенесли сборку «Логанов» и «Сандеро».
Основные задачи, стоящие перед АвтоВАЗом, со сменой руководителя не изменятся. Это увеличение производства, доли на российском рынке и экспорта, а также финансовое оздоровление.
«Несмотря на некоторые сохраняющиеся риски, АвтоВАЗ уверенно выполняет план финансового оздоровления. С приходом Ива Каракатзаниса мы планируем продолжить развивать продажи Lada в России и за рубежом, оптимизировать затраты как на уровне компании, так и в сотрудничестве с поставщиками, а также обновлять модельную линейку. Все эти действия обеспечат выполнение среднесрочного плана развития», — рассказал председатель совета директоров АвтоВАЗа Сергей Скворцов.
Одновременно со сменой Николя Мора на Ива Каракатзаниса напомнил о себе бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон. Увы, не в лучшем свете. На шведском телевидении вышел документальный фильм о топ-менеджере. И о своих впечатлениях от работы на Волжском автозаводе он отозвался в ленте крайне негативно. Вот несколько наиболее ярких цитат Андерссона:
«Каждый день кажется потраченным впустую. По сравнению с Горьковским автозаводом тут все в десять раз сложнее. Все время словно продираешься через дерьмо»
«Я работал во многих городах России и никогда ничего подобного раньше не видел. Никогда»
«Если бы я знал то, что знаю сейчас, я бы никогда не согласился на эту работу»
«Туалеты грязные, краны текут, бумаги нет. Мне сказали, что это традиция АвтоВАЗа»
Подливают масла в огонь слова другого топ-менеджера завода, работавшего вместе с Андерссоном: «Примерно тысяча человек работала в подвальных помещениях. Они занимались обслуживанием. Причем никто не понимал, обслуживанием чего. Однажды утром, в половине девятого, мы посетили шесть таких мастерских. Люди спали, играли в шахматы или пили чай. Часом позже ничего не изменилось, кроме того, что они закрыли дверь. Больше в этих подвалах никто не работает».
Бу Андерссон в фильме признался, что пост президента АвтоВАЗа стал первым, который он покинул из-за неудачи. Обида шведа отчасти понятна. Он запускал в рекордные сроки новые модели, а на него в итоге «повесили» все колоссальные убытки завода, которых не могло не быть при вложениях в новинки и кризисе на рынке. Однако его отношения с поставщиками и массовые сокращения в сумме перевесили плюсы его работы. Сейчас читать мнение Андерссона об АвтоВАЗе и работе в Тольятти неприятно. Особенно с осознанием того, что большая часть сказанного действительно могла иметь место. Посмотрим, каких успехов добьется завод под руководством ставленников альянса Renault-Nissan.