С 10 июля 2017 года в России вступили в силу поправки к правилам регистрации транспортных средств. Масштабной реформой нововведения назвать нельзя, однако на некоторые моменты автомобилистам стоит обратить особое внимание.

В ГИБДД перестанут требовать полис ОСАГО

Основным изменением стал отказ от необходимости привозить с собой полис ОСАГО. Правда, это касается лишь бумажной версии документа, которую ранее сотрудники регистрационных подразделений требовали в двух экземплярах (оригинал и копия). Сама обязанность страховать свою автогражданскую ответственность осталась. Но теперь полицейские смогут проверить наличие документа по электронной базе.

Этот пункт появился как прямое следствие новой практики: с 1 января страховщики обязаны заключать договоры в электронном виде. В качестве подтверждения сделки автомобилистам предложили возить с собой распечатанную копию полиса. Однако некоторые особо хитрые водители могут возить с собой поддельную «автогражданку». Чтобы «враг не прошел», сотрудники Госавтоинспекции получили возможность проверять документ по единой базе АИС РСА. Что логично, в этом случае отпадает необходимость привозить с собой на регистрацию лишнюю макулатуру. Фактически приобрести полис можно, уже сидя в очереди на подачу документов.

Транспортные средства с измененными идентификационными номерами можно поставить на учет или восстановить регистрацию

Не менее важным стал пункт, согласно которому автомобиль или мотоцикл с измененными номерами кузова или рамы отныне можно официально зарегистрировать. Раньше правила допускали в этом случае отказ. Сейчас же в законе отдельно прописаны действия при подобных случаях.

Согласно поправкам, теперь поставить на учет автомобиль или мотоцикл можно, если маркировка повредилась в результате естественного износа, ремонта или после угона. В первом случае имеется в виду, например, ржавчина. Во втором пункте говорится о криворуких мастерах сервисов или деформации идентификационного номера из-за аварии. Последний пункт направлен на защиту владельцев транспорта, который вернулся к хозяину после угона. Чаще всего в подобных случаях злоумышленники пытаются перебить номера, а после возврата законный владелец имеет проблемы с перерегистрацией. Теперь это тоже учтено правилами. Главное – чтобы технику можно было идентифицировать.

Например, сотрудники автосервиса во время ремонта повредили табличку с маркировкой. Что, кстати, случается не так уж редко. В этом случае все предельно просто: на кузове, как правило, есть дублирующая табличка с VIN-номером. Или еще какие-то признаки, позволяющие точно установить, что машина перед гаишником и на бумаге – одна и та же. Если же нет, то скорее всего, в регистрационных действиях будет отказано.

Чтобы отправить автомобиль в утилизацию, нужны подтверждающие документы

Хорошо, когда покупатель автомобиля сразу же ставит его на учет на себя. Однако нередки ситуации, когда новый владелец транспортного средства не спешит поставить машину на себя в указанные законом десять дней. В результате продавцу продолжают приходить квитанции об оплате штрафов за нарушения ПДД, которых он не совершал. По каждому отдельному постановлению бывший владелец должен идти в Госавтоинспекцию и доказывать, что он уже продал технику, а штрафы приходят не по адресу. Чтобы отменить незаслуженные постановления, нужно назвать координаты нового владельца.

В этой ситуации нужно было либо искать нового хозяина машины и уговаривать его все же нанести визит в ГИБДД, либо самостоятельно туда доехать и подать заявление на прекращение регистрации в связи с утилизацией. Никакого подтверждения непосредственно утилизации полицейские не требовали, достаточно было письменного заявления и паспорта владельца для установления личности. После этого учет автомобиля аннулировался, а нечестного покупателя у первого же гаишника ожидал большой сюрприз.

Теперь эту лазейку прикрыли, а сотрудники регистрационных подразделений потребуют предъявить свидетельство об утилизации техники, подтверждающее факт ее уничтожения. Так что бежать после каждого штрафа в ГИБДД и доказывать, что это чужие нарушения, все-таки придется, а избавить себя от этих хлопот самым простым способом — уже нельзя.

Прописан алгоритм восстановления регистрации «утилизированных» машин

Теперь незадачливые покупатели могут «уболтать» возмущенных обилием «писем счастья» продавцов восстановить регистрацию. Правда, действует правило только на те машины, которые были отправлены «в утиль» до 10 июля 2017 года.

Например, новый хозяин транспортного средства понял, что что-то пошло не так, и всеми правдами и неправдами уговорил юридического владельца вернуть машину из утиля. Ведь фактически ею нельзя пользоваться по назначению, то есть ездить. Раньше реанимировать учет было нельзя, теперь же в правилах прописана подобная возможность. Для этого достаточно лишь подтвердить наличие неутилизированного автомобиля по месту последней регистрации.

Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: продажа машины иностранному гражданину. Раньше продавцу достаточно было добраться до подразделения Госавтоинспекции и написать заявление о прекращении регистрации. Сегодня же придется доказывать факт подобной продажи. Для этого нужно предъявить договор купли-продажи, а также копию документа, подтверждающего, что покупатель действительно гражданин другой страны.

Добавим, что текущий Приказ МВД № 1001, который регламентирует постановку транспортных средств на учет в Госавтоинспекции, был принят еще в 2008 году и претерпел семь блоков изменений. Последние поправки были приняты весной 2014 года. Административный регламент по регистрации транспортных средств был утвержден в 2013-м, и с тех пор не менялся.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ