Создатели российских беспилотных автомобилей взялись за решение проблемы, которая сегодня называется едва ли не основной на пути появления подобных транспортных средств на дорогах общего пользования.

Пока машины были слабо компьютеризированы, вопрос с защитой их от внешнего вмешательства не стоял. Теперь же бортовая электроника имеет доступ в интернет со всем многообразием вирусов, системы доступа в салон и запуска двигателя без ключа перепрофилировали угонщиков в хакеров, но самую главную опасность злоумышленники представляют для будущего автопилота. По словам разработчиков автономных машин, проблему кибербезопасности можно назвать основной для автомобилей ближайшего будущего. Специально для борьбы с потенциальными злоумышленниками будет создана стратегия, направленная на повышение уровня защиты.

В конце прошлого года в России была создана ассоциация «Автонет», в состав которой вошли КАМАЗ, НАМИ, Группа ГАЗ и Соллерс. Эти компании разрабатывают системы автономного вождения и занимаются всеми сопутствующими вопросами. В перспективе не исключено расширение количества участников. В частности ожидается, что в ее состав войдет АвтоВАЗ. Недавно на заседании ассоциации было объявлено о создании рабочих групп, которые займутся вопросом киберзащиты беспилотников. Исполнительный директор организации Владимир Колмаков считает, что в России есть немалый потенциал для формирования собственного рынка автономных транспортных средств. И даже более того – для получения заметной доли на глобальном рынке.

«До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», — уверен Колмаков.

В ассоциации полагают, что нужно опасаться не только преступников, но и сотрудников различных иностранных ведомств. Например, американской разведки. На это намекает заглавное изображение на презентации Валентина Гаврилова, технического советника директора: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Аналитик прямо указывает на недавнее расследование Wikileaks, согласно которому специалисты ведомства имеют доступ ко многим электронным устройствам, в том числе к системам управления машин с автопилотом.

Эксперты не забывают и об опасности хакерских атак. И стоит отметить, что опасения эти небезосновательны. Так, компьютерные гении из Китая в 2015 году смогли взломать системы безопасности Tesla и получили полный контроль над машиной, а в прошлом году американские программисты ради эксперимента смогли перехватить управление и дистанционно отключить тормоза у внедорожника Jeep Cherokee, из-за чего автомобиль скатился в кювет.

Такие показательные акции стали возможно из-за того, что производители автотранспорта зачастую используют несколько основных операционных систем для реализации в своих продуктах систем безопасности, а также телематических, информационных и развлекательных функций. И назвать условно безопасными можно только те их них, которые не имеют выхода в интернет. Остальные же легко могут стать жертвами киберпреступников.

«Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – отмечает Гаврилов.

Также эксперт выражает сомнения по поводу содержимого исходного кода «операционки» иностранных автомобилей, закрытого для сторонних пользователей. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», — пояснил технический специалист.

Сегодня разработку собственной защищенной системы для российских автономных автомобилей начали специалисты «Лаборатории Касперского». При этом она станет уникальной, и не будет иметь чужих кодов, так как разрабатывается с нуля. В будущем же ее можно будет устанавливать не только на отечественные беспилотники, но и на ввозимые из-за границы транспортные средства. Представители разработчика отметили, что новинка будет иметь возможность выполнять только определенные разрешенные действия.

Вместе с тем, заместитель главы центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук считает, что делать полностью закрытую систему не имеет смысла. Это может привести к изоляции от современных мировых технологий.

«Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», — заявил топ-менеджер.

В МВД же называют главным препятствием распространения автономного транспорта недостаточную надежность таких машин, а также отсутствие инфраструктуры. Так, замначальника Главного управления МВД РФ Владимир Кузин напоминает о целой серии аварий с участием машин Google и Tesla, в которых погибли или пострадали люди.

«Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них и проработать любые нестандартные ситуации. Иначе у нас один сломался – и все встали», — уверен Кузин. Чиновник пояснил, что для таких машин нужны качественные дороги с хорошей разметкой, датчиками и информационными системами. Кроме того, необходимо выработать четкие правила эксплуатации и отдельные ПДД.

Пока же ясно одно: все автопроизводители погнались за модой, разрабатывая навороченную электронику и автопилот, забыв о должном уровне безопасности. И теперь для вывода инновационных машин на дороги нужно не только доработать законодательство, но и создать фактически с нуля систему их защиты от внешнего вмешательства.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ