Аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозируют падение автомобильного рынка в 2016 г. на 14%, до 1,1 млн единиц. Такой сценарий в PwC дают при условии, что цена на нефть стабилизируется на уровне 40 долл. США за баррель, а государство поддержит автопром на запланированном уровне. Возможен и более оптимистичный сценарий, но только при стоимости барреля нефти на уровне 43 долл., когда рынок упадет на 10%, а продажи достигнут 1,155 млн машин, считают в PwC.

В отличие от отчетов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая предоставляет данные по общим продажам транспортных средств, в расчетах PwC фигурируют данные по регистрациям автомобилей на территории России. Всего за прошлый год было зарегистрировано 1,28 млн автомобилей против 2,34 млн в 2014 г., то есть падение спроса на российском рынке составило 45%. В отчетах АЕБ по продажам фигурировали другие цифры: 1,6 млн против 2,49 млн годом ранее и падение на 36%.

Если убрать из статистики отгрузок легкий коммерческий транспорт, который АЕБ традиционно включает в свои отчеты, разница между продажами и регистрациями составит примерно 200 тыс. машин. Существенную часть этой разницы составляют автомобили, приобретенные гражданами Таможенного союза и уехавшие в страны СНГ, пояснил партнер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли в России Олег Малышев.

«В период обесценивания рубля и до момента, когда валюты Белоруссии и Казахстана были отпущены в свободное плавание, жители этих стран купили в России от 85 до 100 тыс. новых автомобилей. В конце 2014 г. был момент активной распродажи, и в начале 2015 г. компании стали вновь заполнять стоки – происходили дополнительные закупки, не обязательно связанные с реальными продажами автомобилей», — рассказал Малышев.

Смещение спроса в сторону менее дорогих автомобилей позволило отечественным брендам увеличить свою долю рынка. В 2015 г. россияне зарегистрировали 259 тыс. машин марок Lada и UAZ, что на 37% меньше, чем годом ранее. Иномарки российского производства потеряли уже 45% рынка (709 тыс. машин), а новых импортных автомобилей на учет поставили на 52% меньше – 313 тыс. штук. Моделям российского производства помогли и меры господдержки, считает Малышев. Так, в конце весны, когда были запущены государственные программы стимулирования рынка, а курс рубля стабилизировался, темпы падения продаж заметно снизились относительно провальных первых месяцев 2015 года. Очередной спад начался осенью, когда выделенные государством деньги стали кончаться, рубль ослабел, а объемы продаж стали сравнивать с высокой базой конца 2014 года.

Рост цен на новые автомобили вызвал большой всплеск интереса к подержанным машинам, отмечают в PwC. Впервые за последние годы обороты вторичного рынка в деньгах превысили обороты рынка новых автомобилей, подтверждает руководитель интернет-сервиса по продаже подержанных машин Avito Avto Сергей Литвиненко.

«Это уникальная тенденция для российского рынка. Если продажи новых машин просели более, чем на 40%, то автомобили с пробегом – лишь на 19%», — объяснил Литвиненко.

По данным PwC, на покупку новых автомобилей в 2015 г. было потрачено 1,524 млрд руб., а на приобретение подержанных – 1,812 млрд рублей. Все дело в ценах, уверен Литвиненко. Рост цен на вторичном рынке был меньше, а общий объем рынка бывших в употреблении машин в финансовом выражении упал всего на 11%.

Рынок автомобилей с пробегом быстрее реагирует на изменения рыночной ситуации. По данным специалистов Avito Avto, спрос резко повышается через 3-4 недели после каждого заметного падения рубля.

«Потребитель пытается предугадывать. Когда курс рубля ослабевает, мы фиксируем всплеск количества сделок. Именно поэтому рынок подержанных машин испытал пики в апреле, июле и октябре. Если же курс укрепляется, потребители замирают в ожидании и придерживают покупку и продажу», — рассказал руководитель Avito Avto.

В структуре рынка подержанных машин, по данным PwC, доминируют автомобили возрастом свыше 10 лет с пробегом от 50 до 100 тыс. км в ценовом сегменте до 300 тыс. рублей. Большое количество сделок купли-продажи автомобилей с большим пробегом и возрастом объясняется старостью парка и общим ослаблением покупательской способности.

«Проблема в том, что рынок новых машин после всех подорожаний не предлагает автомобилей стоимостью до 300 тыс. рублей, а на вторичном таких автомобилей много», — отметил Литвиненко, уточнив, что средняя стоимость автомобиля с пробегом составила 370 тыс. рублей против 1190 тыс. на новый.

Среди самых популярных брендов – Lada и Toyota. Стабильным спросом пользуются и сильно подержанные автомобили премиум-брендов. По словам эксперта, несмотря на ограничения бюджета, люди в России хотят премиум-автомобили, поэтому охотно покупают BMW и Mercedes даже в сегменте до 500 тыс. рублей. «У нас можно купить и BMW Х5, и G-Class старше 10 лет с большим пробегом, но такие покупки являются эмоциональными и о последующих вложениях покупатели не думают», — добавил эксперт.

Восстановление российского рынка новых автомобилей эксперты прогнозируют к 2022 г. при условии плавного роста цены на нефть в ближайшие два-три года. Если в 2018 г. нефть, в соответствии с прогнозами Bloomberg, будет стоить 65 долл. за баррель, россияне купят не менее 1,7 млн машин, полагают эксперты PwC, а к концу 2022 года объемы продаж достигнут 2,7-2,9 млн штук.

Быстрее потерянные позиции вернут машины с пробегом, уверен руководитель Avito Avto: «Прогноз на ближайшие годы негативный, но не настолько. С 2017 г. пойдет восстановление, и в течение четырех лет рынок выйдет на докризисные значения».

При базовом сценарии развития в 2019 г. будет продаваться 6 млн подержанных машин, а по оптимистичным оценкам – 6,4 млн штук.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ