Развешенные над московскими улицами комплексы фиксации нарушений «Автоураган» уличили в некорректной работе. Ошибочных постановлений немало, но отменять их никто не спешит.

Камеры видеофиксации нарушений давно стали надежным источником пополнения бюджета. Ставят их вроде бы в местах, где нужно снизить аварийность. Вот только в отчетах об эффективности работы в большинстве случаев фигурируют не количество ДТП и спасенных жизней, а почему-то миллионы и миллиарды собранных рублей. И как тут поверить, что комплексы монтируют из соображений безопасности?

Из-за этого каждый раз, когда в интернете всплывает прецедент глупой или типичной ошибки в работе карающих камер, возникают подозрения в злом умысле, сознательном халатном отношении, жажде наживы, но никак не в простительном сбое, который случается с любой техникой. Быть может, это происходит потому, что за все погрешности водители платят из своего кармана, зачастую не имея никакой возможности оспорить несправедливое наказание?

В прошлом году мы собрали изрядную коллекцию «ляпов» от камер видеофиксации. Они стали поводом для разбирательств потому, что никакой проверки выписанных постановлений на самом деле не ведется, и доказывать бредовость выписанных штрафов приходится самим автомобилистам. И вот – очередной скандал. Пока неясно, какие масштабы он примет, и какие последствия будет иметь. Но факт налицо.

Сообщество защиты прав автомобилистов «Синие ведерки» имеет уже несколько сотен (!) жалоб со стороны автовладельцев на полученные ими «письма счастья». Все штрафы выписаны на основании снимков, сделанных камерами «Автоураган». Анализ документов выявил, что некорректные штрафы чаще всего «прилетают» с 15 камер, из которых две расположены на Енисейской улице, две – на Севастопольском проспекте, по одной на Алтуфьевском и Волоколамском шоссе, Бережковской набережной, улицах Подольских Курсантов и Молодогвардейской. Координатор движения, член общественного совета ГУ МВД по Москве Петр Шкуматов заверил, что все постановления будут направлены на тщательное рассмотрение в Управление ГИБДД.

Все случаи, как под копирку. Водители уверяют, что ехали под камерой не быстрее 80 км/ч (превышение до 20 км/ч, как мы помним, в России не наказывается), однако штраф за 83-85 км/ч и более получили. С учетом погрешности штатного спидометра это означает, что стрелка на комбинации приборов должна была показывать 90 км/ч или больше. Случайно допустить такое превышение трудно, да и вряд ли бы на этом попались сотни человек. Кроме того, многие автолюбители используют штатный электронный ограничитель скорости в машине, выставляя его на 79-80 км/ч. Активировав его, превысить заданный лимит можно, только резко вдавив педаль газа в пол, а при обычном режиме движения выйти за выставленную границу невозможно.

«Автоураганов» в Москве больше трети от общего количества стационарных камер видеофиксации – их 580 штук из которых 500 относятся к новому поколению с индексом ВСМ-2. Они измеряют скорость безрадарным методом, анализируя видеоизображение. По сути, комплекс функционирует по тому же принципу, что и «Автодория», которая измеряет среднюю скорость движения на отрезке длиной до нескольких километров, не прибегая к помощи радара. Так же работает и «Автоураган» с тем отличием, что тут всего одна камера, делающая несколько снимков машины подряд, пока она находится в зоне видимости. По темпу увеличения объекта в кадре система вычисляет скорость его движения.

При такой схеме работы принципиальным является правильно сориентировать камеру. Как пояснил разработчик «Автоурагана», компания «Технологии распознавания», и обслуживающая их фирма «Алагер», при установке комплекса делаются так называемые контрольные снимки монтажа, по которым проверяют положение видеокамеры в процессе эксплуатации. На фотографиях отмечены маркеры или реперные точки, которые всегда должны быть в кадре. За состоянием «Автоурагана» следят дистанционно. Если происходит значительное смещение по каким-либо причинам, то включается режим «Тревога». Оператор должен тут же вывести комплекс из работы, фотоматериалы в ЦОДД и ГИБДД не направляются, а на место выезжает сервисная бригада.

А дальше складывается парадоксальная ситуация. Обслуживающая организация уверяет, что все «Автоураганы» установлены корректно и тревожных сигналов о смещении не присылали. В ЦОДД и ГИБДД поступающие с камер материалы, как мы уже выяснили, никто не проверяет, и штрафы отправляются по адресатам. Но если скорость 233 км/ч у «Газели» или 206 км/ч у «Нивы» можно отменить, просто показав в ГАИ постановление, то 83-85 км/ч может развить любая машина. Водителям предлагают самим доказывать свою невиновность. Но – сюрприз! – показания GPS-трекеров, видеорегистраторов, навигаторов и тому подобных аксессуаров не принимаются. Они не сертифицированы как измерители скорости. Официального прибора у рядового автомобилиста, понятное дело, быть не может. Значит – виноват по определению. Такая вот презумпция виновности.

Эксперт по фото- и видеофиксации Григорий Шухман считает, что контрольные маркеры должны были видны на фотографиях в «письмах счастья», чтобы ни у кого не было сомнений в корректности измерений. Пока же каждому автомобилисту предлагается смириться с тем, что рано или поздно и его «назначат» нарушителем. Без права на обжалование.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ