В нашей статье собраны инициативы правительства, министерств и ГИБДД, которые прошли в новостных лентах только за последнюю неделю. Забегая вперед, скажем сразу: однозначных среди них нет.
Видимо, компенсируя летний простой в законотворчестве, за первую неделю октября фонтан законотворческих инициатив и поправок забил с новой силой. Началось все с известия о том, что Госдума отказалась отменять транспортный налог для автомобилей, принадлежащих инвалидам. Комитет по бюджету и налогам не стал поддерживать эту инициативу.
«Это неправильный подход. Надо уходить от льгот для отдельных категорий, потому что по статистике самые дорогие автомобили оформлены на пенсионеров и льготные категории», – заявил первый заместитель председателя думского комитета Сергей Катасонов.
По мнению депутата, поблажки необходимы, но в ином виде. Освободить от уплаты транспортного налога он предлагает физических лиц, владеющих автомобилями с моторами мощностью до 150 л.с. «Сюда попадают все, в том числе инвалиды и пенсионеры. Мы решим социальную задачу, и, самое главное, люди не будут переоформлять свои, скажем, Bentley, чтобы иметь льготы и не платить налоги», – отметил парламентарий.
Напомним, что Госдума уже неоднократно отклоняла законопроекты об отмене транспортного налога – как полностью, так и для отдельных категорий автомобилистов. Основной преградой на пути стоит вопрос о том, чем и как компенсировать регионам выпадающие доходы. Этот сбор, как известно, идет в региональные бюджеты. Сейчас Госдума приступила к рассмотрению документа об отмене налога и замене его акцизами на бензин. Однако шансов на его принятие фактически нет. Во-первых, предложение уже получило отрицательное заключение правительства. А во-вторых, аналогичные идеи отклонялись уже не раз.
ГИБДД хочет ввести для злостных нарушителей ПДД новую проверку. Об этом заявил заместитель начальника ведомства Владимир Кузин. Вероятно, речь идет о переносе в российские реалии немецкой практики. В Германии водитель, набравший определенное число штрафных баллов за нетрезвую езду или другие нарушения ПДД, направляется на специальное медико-психологическое исследование (MPU). У местных жителей оно получило звание Idiotentest, «тест на идиота».
«Если он неоднократно совершает нарушения в состоянии опьянения, то его нужно контролировать. То есть с ним должен проводить беседы врач-психиатр, врач-нарколог и другие специалисты», – пояснил чиновник.
Пока никакие детали касательно этого предложения неизвестны. В России нет балльной системы, так что, по всей видимости, злостных нарушителей будут выявлять по количеству составленных на них протоколов. Также предстоит составить и утвердить перечень проступков, за которые можно будет угодить на принудительные «курсы». А самое главное – непонятно, как будет проводиться тестирование. Понятно, что в российских реалиях необходимо максимально уйти от практики субъективной оценки врачом пациента. Иначе русский «идиотентест» превратится в очередной элемент коррупции и «пустышку» вроде обязательного техосмотра.
Правительство предлагает расширить функционал системы ЭРА-ГЛОНАСС, изначально предназначенной только для экстренного оповещения служб спасения в случае аварии. С 2020 года она может превратиться в аналог «черного ящика» и записывать все параметры движения автомобиля. Это позволит следить за передвижениями каждой конкретной машины и, по замыслу авторов идеи, позволит передавать данные о нарушениях ПДД в автоинспекцию с последующим вынесением постановлений. Иными словами, на водителя будет «стучать» собственная машина.
Предложение сформировать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ) было сформулировано заместителем министра транспорта Алексеем Цыденовым. Идея получила поддержку, и Минпромторгу, Минтрансу, Минэку, Минкомсвязи и госкомпании АО «ГЛОНАСС» поручили в кратчайшие сроки подготовить и представить план мероприятий по формированию ЕГСНИ.
Терминалы ЭРА-ГЛОНАСС скоро станут обязательными для всех новых автомобилей, продаваемых на территории Таможенного союза, так что необходимое оборудование в каждой машине будет по умолчанию. Правда, в самой компании «ГЛОНАСС» скептически отнеслись к инициативе, посетовав, что это потребует обработки огромного количества данных. Кроме того, точно определять можно будет только превышение скорости, тогда как другие виды нарушений на основании координат и схематической траектории движения распознать невозможно.
Оригинальным предложением отметился Минздрав. Главный внештатный специалист Минздрава РФ по психиатрии Зураб Кекелидзе считает, что водительские права нужно выдавать только с 21 года. Аргументация ниже.
«До 21 года чувства опасности, чувства того, что человек может умереть, нет. Поэтому мы и говорим о том, что права на вождение машины необходимо давать не раньше 21 года, когда появляется страх смерти», – заявил врач. Он добавил, что до этого возраста у человека, как правило, не сформировано «осознание своей конечности», а в 18 лет «человек не знает, что смерть – это уход из жизни».
Вероятно, страх смерти появляется у всех в одном возрасте, и ни о каких отклонениях от этого показателя медицине неизвестно. А также медицине неизвестно о фактах выдачи прав людям с психическими отклонениями, с алкогольной и наркотической зависимостью и прочими опасными для окружающих болезнями.
Напомним, что сейчас права на управление маломощным мопедом или мотоциклом можно получить с 16 лет, для остальных категорий удостоверение выдают с 18 лет.
Наконец, общественный консультативный совет политических партий в городском парламенте хочет предложить Мосгордуме ввести запрет для начинающих водителей на управление мощными автомобилями.
«Это связано с тем, что молодежь получает права и сразу садится на высокоскоростные спортивные автомобили и совершает большое количество ДТП, в том числе с наездами на пешеходов, с человеческими жертвами», – пояснила член совета Людмила Айвар. Запретная граница сейчас обсуждается – один год или три года.
Реакция Мосгордумы, экспертов и других ведомств на это предложение пока не поступала. Однако перед его обсуждением и принятием было бы любопытно взглянуть на статистику «большого количества ДТП» с участием начинающих водителей на мощных автомобилях.