В Москве начинают массово устанавливать камеры, прицеленные на нерегулируемые пешеходные переходы. Разбираемся, как бездушная автоматика станет отличать нарушителей от тех, кто проехал «зебру» без помех идущим пешеходам.

Одно из наиболее спорных нарушений Правил дорожного движения – это непредоставление преимущества пешеходам на «зебре». Иной раз даже автоинспектору сложно определить, действительно ли водитель не уступил дорогу на «зебре», или все же успел проскочить, пока переходящий дорогу замешкался. А теперь разбираться с этим проступком в массовом порядке доверено автоматическим камерам. В течение 2019 года их запустят 200 штук. И это только в Москве!

В этой связи будет нелишним напомнить, что термин «уступить дорогу», согласно ПДД, – это обязанность участника дорожного движения не начинать, возобновлять или продолжать движение, либо совершать любой маневр, если это вынудит других участников дорожного движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление или скорость движения. Иными словами, если пешеход вступил на переход на встречной полосе, но едущий по дороге автомобиль ему никак не мешает, водитель может продолжать движение. Кстати, если пешеход самостоятельно решит пропустить машину, то это тоже не будет считаться нарушением, ведь в этом случае пользующийся приоритетом изменяет скорость не вынужденно, а добровольно. А случается подобное довольно часто.

Однако столичные власти уверены, что разбираться во всех этих тонкостях и штрафовать за непредоставление преимущества могут комплексы автоматической фиксации нарушений. Называются они «Форсаж». Один комплекс уже начал было сотнями выписывать штрафы в 2016-2017 годах. Причем в ЦОДД открыто признали, что даже оспариваемые водителями постановления они оставили в силе. И все-таки комплекс быстренько отключили. Теперь власти уверяют, что алгоритм полностью отлажен, и ошибок не будет.

Во избежание проблем с трактовкой нарушения устанавливать камеры решено только в тех местах, где переходы оборудованы качественной разметкой, где есть полный комплект дорожных знаков и хорошее освещение. Сегодня комплексы умеют контролировать максимум три полосы движения. В ЦОДД пояснили, что при большем количестве рядов всегда ставится светофор, и камера в этом случае уже не нужна.

«Форсаж» переходит в фазу активного контроля, когда в зоне его видимости одновременно появляются пешеход и автомобиль. Двигаются они по разным траекториям с разной скоростью, посему электронный разум научили сопоставлять параметры движения человека и машины. Если траектории пересекаются (то есть проходят через одну точку в один момент времени), но автомобиль проезжает первым, водителю придет постановление о нарушении.

«Комплекс видеофиксации может определять изменение темпа движения пешехода, прекращение его движения, изменение направления движения. Автомобилю, уже въехавшему на переход в тот момент, когда пешеход только вступил на проезжую часть, не будет присвоен признак нарушения», – добавили в ЦОДД.

Есть и определенные ограничения. Например, поводом для штрафа не может быть ситуация, когда пешеход идет по тротуару или стоит на нем рядом с переходом. Кроме того, транспортное средство должно быть на достаточном удалении от «зебры», которого должно быть достаточно, чтобы автомобилист элементарно мог успеть затормозить. То есть если человек долго стоял рядом с зеброй, а в последний момент вдруг решил перейти дорогу, водителя не накажут. В теории. Как все это будет работать на практике, столичные автомобилисты будут проверять на собственном опыте и за свой счет. Как и всегда.

Ну а чтобы на сто процентов отмести возможные разногласия, в ведомстве пояснили, что подтверждают факт нарушения не только фотографии, которые отправляют по почте автомобилисту в виде «письма счастья», но также сохраненная в базе данных видеозапись. При обжаловании постановления просмотр видео должен снять все вопросы.

Но только штрафами за «зебру» функционал камер не ограничивается. Попутно комплексы фиксации отслеживают скорость движения автомобилей на участке дороги, а также умеют контролировать соблюдение правил остановки, выезд на выделенную для общественного транспорта полосу, пересечение сплошной линии разметки, выезд за стоп-линию. Так что одно устройство может рассылать «письма счастья» за несколько разных нарушений ПДД. Это московским водителям уже знакомо. «Стрелки» и «Автоураганы» умеют это не первый год.

В конце 2017 года были приняты поправки в КоАП, согласно которым штраф за непредоставление преимущества на пешеходном переходе увеличивается с 1500 до 2500 рублей. Чиновники объясняют ужесточение ответственности для водителей большим количеством аварий с участием пешеходов.

При этом нередко виновниками ДТП становятся сами пешеходы. Они или внезапно выбегают на «зебру», не убедившись в безопасности перехода проезжей части, либо и вовсе перебегают дорогу в любом удобном им месте. При этом ответственность для «безлошадных» попросту смехотворна: для нарушителей предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Либо от одной до полутора тысяч рублей в случае, если пешеход находится в состоянии опьянения, создает помехи участникам дорожного движения или виновен в причинении вреда здоровью потерпевшим, а также если этот человек стал виновником аварии. Но только в том случае, если переход заметил инспектор ГИБДД, да еще и не поленился остановить создающего опасную ситуацию человека. Вопрос об ужесточении ответственности для пешеходов обсуждается чиновниками без энтузиазма, так что в ближайшее время вряд ли что-то заставит пешеходов стать дисциплинированнее.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ