Количество автомобилей в столице растет, а подход властей к реконструкции города таков, что оставляет для них все меньше места. Аналитики уже отметили, что трафик в центре стал плотнее. Скоро «встанем»?

За последние пять лет в Москве произошло немало изменений. Власти внедрили платные парковки, выделенных для общественного транспорта полос стало больше, организованы велосипедные дорожки. Многие улицы были реконструированы, в результате чего пешеходные тротуары расширились, а полосы для машин стали уже, или их вовсе стало меньше. В других местах наоборот, построены новые транспортные артерии, мосты и другие объекты инфраструктуры. Разумеется, все эти изменения влияют на дорожно-транспортную обстановку в мегаполисе. А как именно, выяснили в своем исследовании специалисты сервиса «Яндекс.Пробки».

Всего в исследовании принимали участие порядка 1240 километров дорог. Их поделили на три условные зоны: от МКАД до ТТК, от ТТК до Садового кольца и внутри Садового. Отдельно учитывался трафик на самих кольцах и основных вылетных магистралях.

Аналитики пришли к заключению, что в период с 2013 по 2017 год пробок не стало меньше. Напротив, в некоторых районах автомобили поехали медленнее, чем пять лет назад! Самым свободным с точки зрения дорожной обстановки днем стал понедельник, хуже всего столичные транспортные артерии едут в четверг. А, например, в субботу часов пик не бывает. При этом зафиксировано немало случаев, когда субботним днем город стоит даже хуже, чем в будни по вечерам.

Хуже всего ситуация складывается в центре Москвы. В пределах Садового кольца скорость движения упала за год на 16% утром и на 8% вечером. За три года эти показатели ухудшились на 24% и 7% соответственно. По мнению экспертов, подобная ситуация была ожидаема. В частности, координатор сообщества «Синие Ведерки» Петр Шкуматов уверен, что временное улучшение дорожной ситуации было связано с экономическим кризисом и общим сокращением рабочих мест, повсеместным расширением зон платной парковки, а также политикой городской администрации по сносу торговых павильонов.

«Разгром мелкой торговли и плохо выглядящих торговых павильонов сказался не только на количестве рабочих мест. Именно мелкий бизнес является генератором большого трафика, потому что ему все время нужно что-то подвозить и увозить», — пояснил специалист.

Но хуже всего столичным автомобилистам приходится летом. Традиционно это время отпусков, когда оставшиеся в мегаполисе горожане хоть ненадолго наслаждаются свободными дорогами. Но не в последние три года! С момента запуска мэром Собяниным программы «Моя улица» центральную часть мегаполиса практически парализовало, а пробки здесь регулярно образовываются даже больше, чем в декабре.

«Реконструкция пробила транспортное дно, на текущий момент движение в центре отсутствует. На автомобиле здесь ездить практически невозможно, и все стараются объезжать центральную часть, из-за чего встали уже и кольца. Передавливание в одном месте сразу вызывает проблемы в другом», — уверен Шкуматов.

И эксперт действительно прав: транспортный поток перераспределился по кольцевым магистралям. С 2013 года Садовое кольцо замыкалось (то есть вставало в пробки более чем на 95% протяженности в одну сторону) восемь раз. А вот заторы на три четверти кольца и больше – уже не редкость. Согласно статистике, за пять лет подобное зафиксировано 97 раз, из них больше половины случаев – 54 – в этом году. В целом же можно сказать, что в 2013-м ситуация на Садовом была даже лучше, нежели сегодня. Утром скорость потока составляет в среднем 27 км/ч, а к вечеру они снижается до 15 км/ч.

Но если вы все же соберетесь проехать по трассе, знайте: внутреннее кольцо движется быстрее внешнего. Скорее всего, это связано с обилием развязок именно на внешней стороне кольцевой, ведь именно ее чаще используют для перемещения между радиальными магистралями.

Не намного лучше ситуация на Третьем транспортном кольце. Если утром автомобилисты могут «разогнаться» до 32 км/ч, то с течением дня средняя скорость снижается до 20 км/ч. Не редкость на магистрали и заторы на 75% (свыше 26 километров) протяженности в одну сторону. С 2013 по 2017 год было зафиксировано 14 подобных случаев, большая часть из которых пришлась именно на уходящий год.

Дело в том, что с каждым годом масштабы программы благоустройства «Моя улица» приобретают все более грандиозные размеры. Если вначале власти ограничивались одновременной реконструкцией нескольких улиц, то сейчас дорожники старательно перекапывают едва ли не половину центра Москвы. Разумеется, водители пытаются объехать эту «черную дыру» подальше, особенно двигаясь от МКАД, и в результате скапливаются на кольцевых магистралях. Которые, в свою очередь, уже не справляются с нагрузкой и встают намертво. Рекордсменом же в этом году стало 5 октября. В этот день «Трешка» встала на 95% длины на внутренней стороне и на 85% на внешней.

Однако далеко не все специалисты видят, что передвигаться по городу на личном транспорте стало сложнее.

«Заметного ухудшения не произошло. Есть узлы, которые получились удачно, есть те, что не очень, и их можно доработать. Но в целом направление работы выбрано правильное, потому что мы получаем город европейского типа, в котором хочется жить», — заявил глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

При этом количество жителей в «европейском городе» постоянно растет. В отличие от действительно европейских городов, где зачастую строительство в центральной части запрещено, у нас новые жилые комплексы могут появиться на любом пятачке земли. И Петр Шкуматов считает, что это еще одна немаловажная причина возникновения пробок.

«Безумные бетонные «человейники» строятся там, куда доехать на транспорте невозможно. Люди будут ездить на автомобиле, потому что иначе нельзя. У нас автомобиль является не средством передвижения, а средством выживания. Средством борьбы с климатом, с плохим общественным транспортом», — уверен координатор сообщества «Синие ведерки».

Пока же следует констатировать очевидное: никаких реальных улучшений те, кто привык ездить на собственном автомобиле, не получат и не почувствуют. Бездумные стройки жилья, непонятная реконструкция, централизация рабочих места и неспособность задуматься о реальных потребностях жителей приведут к транспортному коллапсу. Вопрос лишь в том, через сколько лет он настанет.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ