Резонансный проект нового КоАП обрастает деталями. Минюст, услышав мнения общественности и других властных структур, подготовил перечень изменений в изначально вынесенный на обсуждение документ. Немалая их часть касается в той или иной мере водителей.
О главном мы уже писали в нашей новостной ленте: размеры штрафов для автомобилистов сохранят на уровне действующей редакции. Об этом пресс-служба министерства юстиции заявила по итогам совещания, на котором обсуждался разрабатываемый проект.
Напомним, что опубликованный для общественного обсуждения в конце января проект нового КоАП вызвал такой общественный резонанс, которого в законотворческой деятельности в России, пожалуй, прежде и не было. Основное непонимание (а точнее – негодование) вызвали идеи кратно увеличить штрафы. В том числе – за мелкие нарушения. Одно только предложение с 500 до 3000 рублей повысить наказание за превышение скорости от 20 до 40 км/ч могло сильно увеличить доходы бюджета, ведь это основная статья в «письмах счастья». За превышение скорости от 40 до 60 км/ч предлагалось штрафовать на 4000 рублей вместо 1500.
После всплеска недовольства премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что увеличение штрафов для водителей – непосильная сумма для многих из них. Он отметил, что «мы еще не добились такого роста зарплат» и предложил пересмотреть подход к установлению штрафов. По словам Дениса Новака, резкое увеличение штрафных санкций «запросам общества не соответствует». Минюст отступил и заявил, что «водительскую» статью трогать не станут. Правда, вместо 12-й в нумерации КоАП она станет 21-й, так что обозначения статей изменятся.
В виде отдельного документа выйдет Процессуальный кодекс. Сегодня его нормы включены в КоАП, что неудобно. Он тоже касается водителей. Так, в нем пропишут возможность обжалования вынесенных постановлений в электронном виде. Это можно будет сделать, обратившись не только в ведомство, его вынесшее, но и в суд (при наличии технической возможности). Сами накладывающие взыскания органы получат право отменить штраф в автоматическом режиме, без дополнительных действий, если окажется, что нарушение было зафиксировано комплексом фотовидеофиксации по ошибке. Впрочем, в применимость последней нормы не верится. Водители получали и получают немало бредовых постановлений, ошибки в которых очевидны, но никем не проверяются перед отправкой адресатам.
Статья 14.1.6 проекта КоАП, предусматривающая административную ответственность за нарушение режима тишины и покоя с 23:00 до 07:00, дополнена ремаркой, что этот проступок может быть совершен также в форме бездействия.
«Такая формулировка позволит привлекать к административной ответственности не только граждан, нарушающих тишину и покой своими активными действиями (к примеру, громкой музыкой, игрой на музыкальных инструментах, проведением ремонтных работ), но и тех, кто не предпринимает необходимых действий для обеспечения тишины (например, оставляет на длительный период в своей квартире собаку, которая громким лаем или воем в ночное время беспокоит соседей, либо не принимает меры по отключению неоднократно сработавшей неисправной сигнализации автомобиля)», – говорится в пояснении Минюста.
Статья 21.38 проекта КоАП, наказывающая за «несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», дополнена ответственностью за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении также иных работ на дорогах, железнодорожных переездах или дорожных сооружениях (например, коммунальными службами). В перечень лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по указанной статье, помимо должностных и юридических, включены лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, а также за выполнение работ на них.
Большое количество замечаний касалось отсутствия в проекте КоАП принципа презумпции невиновности. Его не включили в первоначальную редакцию документа, так как вопрос урегулирован в проекте Процессуального кодекса. Но теперь в статье 1.12.2 проекта КоАП появится оговорка: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является невиновным, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».
Изменились правила определения окончания срока, измеряемого днями (например, отведенного на оплату штрафа). В статье 1.9.2 авторы проекта прописали, что он истекает «в тот час, когда заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции по установленным правилам». Проще говоря, после закрытия банков за оставшиеся несколько нерабочих часов суток штраф оплатить и провести невозможно, и он будет считаться просроченным. Норму решено убрать.
При этом статья 1.9.4 проекта КоАП дополнена следующей оговоркой: «Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным». Иными словами, срок истекает одновременно с календарным днем вне зависимости от режима работы определенных структур – банков, почты, органов власти и т.п.
Принято важное решение об обязательности замены административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение, не считающееся грубым, и при отсутствии отягчающих обстоятельств. Раньше решение о том, назначить денежный штраф или предупреждение, выносилось на усмотрение должностного лица. Применительно к водителям это означало, что практически исключались «бесплатные» наказания, и при наличии выбора инспетор всегда выписывал более строгое наказание. Теперь такое будет исключено на законодательном уровне.
В законопроект включены дополнительные требования к камерам фиксации нарушений, работающим в автоматическом режиме. Они должны «работать без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, быть размещенными в установленном порядке и фиксировать в зоне своего обзора все нарушения для выявления которых предназначены, независимо от действий оператора или пользователя прибора». Такая формулировка исключает из перечня мобильное приложение «Помощник Москвы», так как его пользователи имеют возможность фиксировать не всех нарушителей, а только избранных. Надеемся, что новый КоАП поставит крест на его фактически незаконном применении в Москве.
В будущем КоАП закрепляется положение, наделяющее правительство России полномочиями по «утверждению единых требований к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, их размещению и применению, обозначению на дорогах, порядку обработки и хранения получаемой информации, а также к результатам фото- и видеофиксации правонарушений».
Также принято предложение не менять сроки давности для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Для водителей это два-три месяца.