Несмотря на кризис, большинство автомобильных марок продолжают свою деятельность в России. При нынешнем курсе рубля, сохранение доли рынка обойдется им очень дорого.
Мы уже готовы забыть, что когда-то доллар стоил 30 рублей, а евро около 43-х. В новых реалиях они дороже вдвое. Между тем, автоконцерны не могут себе позволить переписать цифры на ценниках на такую же величину. «Бюджетники» В-класса тогда бы стоили от миллиона, а к среднеразмерным кроссоверам мы бы приценивались, имея на банковском счете не меньше двух миллионов. Такие предложения обвалили бы рынок не на 36%, а на все 80-90%.
Поэтому иностранцам приходится очень расчетливо повышать стоимость своих моделей. Аналитики отрасли говорят о среднем уровне подорожания около 30%. Компенсировать убытки такая корректировка, разумеется, не может. На радикальные меры идут не все, и большинство все-таки, к счастью, решило продолжить работу в России.
По данным аналитической компании «Автостат» с начала года прайс-листы на некоторые модели или их отдельные комплектации переписали уже 17 автомобильных компаний: Chevrolet, Citroen, Datsun, Ford, Geely, Hyundai, Jaguar, Kia, Land Rover, Lifan, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Skoda, Volkswagen и российский АвтоВАЗ. Глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер заявил, что практически все марки пересмотрят цены уже в течение первого квартала года. Если курс рубля по отношению к доллару и евро не стабилизируется, то нас ждет череда непрекращающихся подорожаний, как год назад.
Прогнозы на наступивший год звучат разные. Самый оптимистичный дает АЕБ – минус 4,7% и 1,53 миллиона проданных машин. Но с одной важной оговоркой: объем господдержки отрасли должен остаться на уровне 2015 года. Увы, состояние и динамика российской экономики не позволяют надеяться на это. Значит, рынок сократится еще больше. Агентство «Автостат» говорит о 1,2-1,4 миллионах автомобилей. «Ниже уровня в 1,1 млн машин российский авторынок уже не упадет. Господдержка поможет бюджетному сегменту, но в любом случае срок владения автомобилем будет расти», — уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Пессимистичнее всех выступил Минпромторг. По видению ведомства, полный отказ от господдержки сектора приведет к обвалу ниже миллиона машин! Напомним, что в худшем в современной истории России 2009 году было продано 1,47 миллиона новых легковых и коммерческих автомобилей. 2016-й имеет все шансы оказаться еще хуже.
Издания Газета.Ru и autonews.ru опросили официальных представителей иностранных брендов относительно методов работы в наступившем году.
«Принципиальной для Kia останется поддержка клиентов и дилеров за счет запусков новых моделей, взвешенной ценовой политики и постоянного повышения качества обслуживания», — рассказал глава Kia Motors Rus Йонг Гю Пак. Вероятно, из этого следует сделать вывод о том, что компания продолжит делать ставку на минимальные цены, тем самым завоевывая все большую долю рынка. По итогам 2015 года марки Hyundai и Kia уже имели больше 10% каждая.
Глава «Шкоды» в России Любомир Найман высказал солидарность с прогнозами АЕБ и заявил, что главная задача компании на 2016 год – удержать продажи на уровне прошедших 12 месяцев. Глобальных новинок в этом году чехи нам не предложат, ограничившись премьерой универсала Superb и нескольких новых комплектаций существующих моделей. «Если марка уверена в будущем на ближайшие 10-20 лет, она постарается остаться и будет готова терпеть убытки», — добавил топ-менеджер.
«Нашей стратегией в 2016 году станет адаптация к рынку. Так, спрос на наши автомобили может сохраниться на уровне прошлого года, но есть еще несколько сценариев: он может упасть на 5%, а в худшем случае — на 12%. С каждым дистрибьютором у нас будет согласован отдельный план действий, что означает принципиальное изменение политики взаимоотношения с сетью в целом. Мы довольны тем, что у нас есть производство в Калуге, особенно довольны сборкой Outlander. Его стоимость производства весьма конкурента по сравнению с автомобилями, которые приходят из Японии. Но что касается тех автомобилей, которые нам приходится импортировать, то мы находимся в ситуации, когда их стоимость растет», — поделился своим видением ситуации глава российского подразделения Mitsubishi Наоя Такаи.
Ford надеется на стабилизацию рынка в 2016 году при благоприятном сценарии. А вот в Suzuki уверены, что легче станет только года через три, а наступивший год может стать хуже предыдущего. Обе марки, как и не слишком популярный в России FIAT Chrysler, планируют предложить россиянам свои новинки.
Игроки премиального сегмента смотрят на ситуацию с чуть большим оптимизмом, что понятно: кризис подкосил продажи дорогих машин в меньшей степени.
«В 2015 году с мая по декабрь мы продавали примерно 2,15 тысячи автомобилей в месяц независимо от ситуации на рынке. В прошлом году падение рубля мы компенсировали ростом цен на 25%. Нынешняя экономическая ситуация, безусловно, заставит всех, в том числе и нас, повышать цены. Важно сказать, что в прошлом году наши запчасти подорожали всего на 10%, и мы посмотрим, что мы сможем сделать в этом году по этому поводу», — заявил директор по коммуникациям BMW в России Василий Мельников.
А в представительстве General Motors вовсе намерены прогрессировать.
«В новом году мы нацелены на рост вместе с премиальном рынком. Мы хотим увеличить свою долю на рынке премиума. Мы привезем в Россию Cadillac XT5, Chevrolet Corvette Z06, новый Camaro и, возможно, запустим новый флагманский седан Cadillac CT6. Спрос на все новое в премиум-сегменте всегда хороший», — сказал директор по связям с общественностью GM в Россия и СНГ Сергей Лепнухов.
Он добавил, что за 2015 год удалось распродать все запасы автомобилей Opel и массовых моделей Chevrolet. Также топ-менеджер открестился от устаревших моделей, возвращающихся в Россию под маркой Ravon. «К российскому представительству General Motors эти машины никакого отношения иметь не будут, что бы там ни говорили о заходе концерна с черного входа», — уточнил Лепнухов.
Как видим, почти все пытаются демонстрировать сдержанную уверенность в том, что рынок стабилизируется. Нам же стоит радоваться тому, что цены на автомобили растут медленнее, чем курс рубля катится в пропасть, да и новинок нас не лишают. А кризис – он не вечен.