В мае 2017 года с конвейера завода Porsche в Цуффенхаузене сошел миллионный суперкар модели 911. Хороший повод вспомнить историю одной из самых легендарных машин в истории.
Думаю, не будет преувеличением назвать Porsche 911 самым известным заднемоторным автомобилем в мире. Эта компоновка, ныне почти забытая всеми остальными производителями, на протяжении более чем полувека остается визитной карточкой модели. Примечателен и рыночный успех, сопутствовавший двухдверке на протяжении всей ее истории. У любой другой машины-долгожителя непременно случаются взлеты продаж и падения, более и менее удачные поколения. А 911-й во все времена оставался желанным автомобилем, и его популярность только растет. Наконец, это самый массовый суперкар. С 1963 года компания Porsche выпустила миллион экземпляров! С особой гордостью производитель отмечает, что, по имеющимся данным, около 70% всех выпущенных машин до сих пор находятся в рабочем состоянии.
Производство Porsche 911 стартовало в 1963 году. Он пришел на смену Porsche 356, первой дорожной модели компании. Преемник оказался больше, мощнее и технологичнее: в те годы потребители стали предъявлять более высокие требования к спортивным машинам. Можно сказать, что для 911-го подготовили отличный плацдарм для рыночного успеха. Его предшественник завоевал славу на многочисленных гран-при, которая обеспечила поток покупателей в дилерские центры. А новая легенда оказалась еще и заметно красивее, что только добавило компании Porsche клиентов.
Porsche 901 1963 года
Изначально немцы не планировали называть модель именно так. На первом для себя показе – Парижском автосалоне, машина несла на корме шильдик «901». Идея оказалась не самой удачной. Французы из Peugeot поспешили напомнить, что обозначение из трех цифр с нулем посередине для товарных автомобилей является их фирменным знаком. В Porsche ввязываться в судебный процесс не стали, и исправили индекс на 911. При этом 82 экземпляра успели продать как Porsche 901, а двигатель и номера запасных частей так и остались с обозначением «901» на последующие годы.
Еще одна особенность Porsche 911, о которой мы не упомянули в начале статьи, — это оппозитный шестицилиндровый двигатель. Он появился на первом поколении модели, ему же верен и нынешний 911-й. Разве что последний рестайлинг добавил мотору турбонаддув, но таково уж требование времени. В 1963-м спорткар располагал 130 лошадиными силами. Агрегат имел рабочий объем два литра, сочетался с 5-ступенчатой механической коробкой, разгонял купе с места до 100 км/ч за 8,5 секунды и далее до предельных 210 км/ч. Сегодня такими показателями можно удивить разве что в А- или В-классе, но больше полувека назад они были достойны суперкара.
В 1966 году свет увидела 160-сильная S-версия с максимальной скоростью 225 км/ч. Год спустя в серию пошел кузов «тарга» со съемной жесткой центральной частью крыши, а также модификация с мотором в 110 л.с. Тогда же стартовал выпуск лимитированной серии 911R. Это облегченное гоночное исполнение располагало табуном в 210 «лошадей».
Следующим важным шагом в истории двухдверки стал 1968 год, когда на смену карбюраторам пришел механический впрыск топлива. Он позволил поднять мощность двигателей на 10 л.с., до 140 и 170 сил. В 1969-м рабочий объем мотора увеличили до 2,2 литра, что дало очередной шаг вверх по части отдачи: 125, 155 и 180 л.с. Агрегат сменил индекс с «901» на «911», что подчеркивало значительность проведенной работы. Еще двумя годами позже его рабочий объем вырос до 2341 «кубика». По правилам округления этот двигатель должен считаться 2,3-литровым, однако Porsche предпочли добавить ему солидности и обозначали как 2.4.
Porsche 911 Turbo (type 930) 1980 года
О том, когда появилось второе поколение Porsche 911, автомобильные историки спорят. Кто-то считает, что годом смены генерации стал 1973-й. Кузов, ходовая часть и двигатели машины не претерпели значительных изменений, однако масса мелких новшеств и доработок (включая внешность) заставляют думать о том, что 911-й действительно предстал в следующем поколении. Рабочий объем моторов вырос до 2,7 литра. В 1970-х начали появляться по-настоящему экстремальные исполнения модели. В частности, это турбированная 260-сильная версия, получившая даже собственный индекс «930», а также модификации Carrera и RS, отдача которых была выше 200 «лошадей».
Сторонники другого подхода указывают, что в 1973 году заводской индекс модели не поменялся: купе и тарга (а с 1983 года и кабриолет) продолжили выпускаться в кузове 911. Смена пришла только в 1989-м в лице кузова 964. Отметим, что речь в данном случае идет о заводском обозначении, а сама модель сохранила рыночное имя Porsche 911. Двухдверки в первом кузове с индексом 911 принято считать классическими, и они имеют особую ценность среди фанатов и коллекционеров. Преемник выпускался всего лишь до 1993 года, но и его смена продержалась немногим дольше: Porsche 911 type 993 сходил с конвейера до 1997-го.
Porsche 911 Carrera 2 Cabrio 1993 года
Кузов 996, представленный в конце 1990-х, принес поклонникам две важные новости. Машина впервые лишилась своих фирменных круглых фар, сменив их на оптику сложной формы, и перешла с воздушного охлаждения двигателей на жидкостное. Световым приборам компания Porsche вернула привычный вид уже в следующем поколении, а вот систему охлаждения уже никто переделывать и не думает. Суммарно с 1963 по 1997 годы было выпущено более 407 тысяч «воздушных» Porsche 911, из которых порядка 275 тысяч пришлось на кузов 911, производившийся до 1989-го.
Porsche 911 type 996
Porsche 911 type 996 стал первым по-настоящему новым кузовом с момента рождения модели. Он унаследовал все ключевые элементы стиля классических 911-х, которые художники обыграли в подобающем XXI веку стиле. С тех пор прошло еще две смены поколений: кузов 997 появился в 2004 году, 991 – в 2011-м. Не за горами и «отставка» ныне выпускаемой версии. Каким станет ее преемник? Можно держать пари, что никакой революции во внешности не произойдет, равно как останутся на своем месте на корме машины и оппозитные шестерки. Даешь два миллиона!
Ныне выпускаемый Porsche 911 type 991