Отдел регулирования уличного движения (ОРУД), прообраз современной ГИБДД, появился в СССР почти сто лет назад – в 1925 году. Вспомним, какие автомобили побывали на его службе за это время.

«Дедушка» современных Правил дорожного движения появился еще в 1900 году. Тогда Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок грузового и пассажирского движения по городу. Примерно в то же время на улицах появились первые регулировщики. Из всего положенного им «спецоборудования» были только свистки.

В то время в больших городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга уже начали появляться автомобили и, как следствие, ДТП. Появилась необходимость в их оформлении, так что власти создали специальную службу, обеспечивающую порядок и безопасность дорожного движения. Чтобы эффективнее исполнять обязанности и оперативно добираться до происшествий, инспекторы получили первый в истории персональный транспорт: велосипеды.

Первый в СССР отдел регулирования уличного движения – ОРУД – был создан Моссоветом в 1925 году. Его сотрудники не только работали на дороге, но также занимались выдачей водительских удостоверений и регистрацией транспорта. Спустя несколько лет часть «аппаратно-административных» функций ОРУД передали Государственной автомобильной инспекции, а орудовцы стали заниматься исключительно «полевой» работой.

Без служебного транспорта обходиться ни одна из этих служб не могла. Так что инспекторы массово получили мотоциклы, на которых, в случае необходимости, преследовали нечастых тогда нарушителей. Кроме того, до войны гаишники нередко ездили на ГАЗ М1 — самой массовой легковушке того времени.

После Великой отечественной в распоряжение ОРУД часто поступали ГАЗ 67Б, но сами сотрудники нередко жаловались, что для патрулирования городских улиц автомобиль был не очень удобен. Однако выбора особого у сотрудников правоохранительных органов не было, ведь состояние автопарка было бедственным: гаишники разъезжали на трофейных машинах вплоть до начала массового производства «Москвичей» и «Побед».

Впервые служебные машины милиции получили особый окрас, благодаря которому их можно было отличить от других участников дорожного движения. Их красили в темно-серый цвет с красной полосой по бортам, а на крыше же размещался мегафон. Между тем, несмотря на появление собственных автомобилей, нельзя сказать, что ГАИ и ОРУД не испытывали проблем с транспортом. Нередко к ним попадала списанная из других ведомств техника, да и ее количество не покрывало спрос. Рядовые инспекторы, как правило, эксплуатировали двух- и трехколесные Уралы.

Впрочем, нарушителей в то время было немного, так что мощные двигатели патрульным машинам были без надобности. Да и в советских правилах вплоть до 1970-х годов вовсе не было ограничений скорости. Поэтому какая-то особая подготовка милицейским автомобилям того времени не требовалась.

В 1953 году МВД СССР выпустило приказ №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции», согласно которому сине-красный цвет официально закрепили за патрульным транспортом. Такой окрас держался вплоть до 1962 года, когда основным цветом стал бирюзовый. Однако все машины перекрашивать не стали, и некоторые доносили старую «форму» до момента списания.

К середине 50-х годов машин больше стало и у советских граждан. Началась новая волна роста аварий. Так что в 1956 году Совет министров РСФСР подписал указ, согласно которому гаишники могли лишить водителей прав за пьяную езду, также постановление наделяло сотрудников правоохранительных органов полномочиями по запрещению эксплуатации личных транспортных средств. В это время ГАИ и ОРУД выполняли одни и те же функции, и реорганизованы в одну службу они были только в 1961 году, когда были приняты первые единые ПДД.

С тех пор основными машинами ГАИ стали «Волги», а знаменитый желтый окрас с синей полосой по бортам появился в 1968 году. Причем внешне патрульные автомобили отличались от машин других подразделений МВД: на передних дверях размещался герб СССР, а на крышке багажника обязательно присутствовала надпись ГАИ. Тогда же технику начали оборудовать проблесковыми маячками на крыше, фарой-искателем и желтыми противотуманками. Спустя год обеспечением безопасности на дорогах стала заниматься дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.

Ежегодно на нужды гаишников закупалось около 200 машин. Наравне с Волгами автопарк пополнялся «Москвичами», УАЗами и ГАЗ-69. Ну а с 1970-х годов министерство начало приобретать и новые «Жигули».

Также милиция использовала и другие марки. Самая известная из них – микроавтобус РАФ-2203, остававшийся на службе в течение долгих лет даже после распада Советского союза. В семидесятые на Рижском заводе была выпущена специальная партия РАФов которая отличалась более продвинутым оборудованием. Например, диктофоном, рацией, фотоаппаратом, пишущей машинкой и стереофотограмметрической установкой, которая позволяла определить размеры формы и пространственные положения объектов. Последняя значительно облегчала процесс оформления ДТП: для заполнения схемы достаточно было обозначить место аварии и сфотографировать его.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ