Любимые машины российских покупателей хорошо известны. А вот ТОП-15 самых популярных автомобилей Старого Света по итогам десяти месяцев текущего года очень заметно отличается. Настолько, что общих моделей практически нет.

За январь-октябрь текущего года в России продано 1,28 миллиона новых машин. Это на 11,3% больше, чем годом ранее. Наш рынок постепенно выбирается из затяжного пике, длившегося четыре года. В Европе спада продаж за последние годы не наблюдалось. Из ТОП-15 моделей девять оказались за отчетные месяцы в минусе и только шесть продемонстрировали рост продаж. Разнонаправленная динамика у соседних в статистике автомобилей – признак того, что рынок более-менее стабилен, и на нем соседствует успех одних и неудачи других производителей.

На 15-м месте в Старом Свете по итогам десяти месяцев оказался Renault Captur: продано 173 486 машин, на 2,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Машина в рейтинге опустилась на три строчки. Европейский «Каптюр» с российским имеет мало общего: дизайн да похожее имя. Зарубежная версия гораздо короче, построена на иной, более современной платформе, оснащается турбомоторами и в принципе не имеет полного привода.

Citroen C3 (175 079 машин, +43,9%) занял 14-ю строчку. Резкий взлет популярности, с 32-го на 14-е место, объясняется эффектом новизны: свежее поколение хэтчбека французы показали на домашнем для себя Парижском автосалоне осенью 2016 года. С тех пор, кстати, поспели еще две новинки – кроссоверы С3 Aircross и С5 Aircross. Они строго переднеприводные, но в Европе трансмиссия AWD в этих классах не особо востребована. Так что в ближайший год популярность «шевронов» может сильно вырасти.

С 11-й на 13-ю позицию опустился Volkswagen Passat (176 216 машин, -10,8%). Большие седаны переживают сложные времена. Стабилен спрос разве что на премиум, а бывшие поклонники четырехдверок массовых брендов все чаще смотрят в сторону сопоставимых по цене кроссоверов. Их практичность в цене даже в цивилизованных странах с хорошими дорогами. И Passat еще можно назвать успешным. Например, Opel Insignia расходится втрое хуже.

Dacia Sandero (180 354 машины, +13,9%) – первое пересечение европейского рынка с российским. Модель даже стоит на близких местах: 12-м в Старом Свете и 14-м в России. Правда, в первом случае соплатформенный седан Logan обитает где-то глубоко внизу, то в любящей седаны России он стоит на строчку выше Sandero. И, конечно же, в Европе модель уже перешла на современные турбомоторы.

Opel Astra (203 520 машин, -5,4%) тоже некогда числился в бестселлерах российского рынка, но ныне марка у нас вообще не представлена. Позиция модели вроде бы неплохая. Но если вспомнить, что гольф-класс в Европе является одним из наиболее популярных, то новая Astra уже не кажется успешной.

Например, Ford Focus III выпускается с 2010 года, но на закате своего жизненного цикла пользуется большим спросом, нежели Opel (212 612 машин), привлекает все больше покупателей (+7,5%) и «дослужился» до восьмого места. Так что чтобы поставить компанию из Рюссельсхайма на ноги альянсу PSA придется приложить титанические усилия.

Десятку лидеров открывает Peugeot 208 (207 750 машин, -4,7%). Машине жить еще пару лет, и рестайлинг уже пройден, так что дополнительно стимулировать покупателей «львенку» нечем. Однако, как показывает приведенный выше пример «Фокуса», вторая молодость может еще случиться. В России 208-й не входит в узкую палитру предлагаемых французами моделей.

Opel Corsa пока стоит выше одноклассника Peugeot 208 (211 795 машин), но падение спроса на него больше (-10,6%), так что эта парочка скоро может провести рокировку. Corsa выпускается с 2014 года и пока еще считается свежей моделью. Будет интересно узнать, как модернизируют ее французы, ведь у альянса PSA теперь стоит задача тянуть вверх по продажам и свои машины, и «Опели».

На седьмую строчку взлетел Volkswagen Tiguan (221 386 машин, +41,9%). Год назад немецкий кроссовер был только на 19-м месте! Смена поколения сотворила маленькое чудо, и спрос на модель заметно вырос. Вот и в России Tiguan прежде и не помышлял о месте даже в ТОП-25 рынка, а сегодня он занимает 18-ю позицию в «абсолюте» и вторую в своем сегменте. Отличие отечественного рынка от Европы лишь в том, что выше «немца» у нас стоит Toyota RAV4, а в Старом Свете – Nissan Qashqai.

Skoda Octavia (222 611, -0,4%) пользуется отличным спросом и у европейцев, и в России. Что интересно, в обоих случаях спрос этот стабилен. У нас чешская модель занимает 20-е место, в Европе – шестое. Машин с атмосферником 1.6 за границей не знают, на отечественном же рынке на них приходится львиная доля спроса.

На российский рынок Ford Fiesta вернулся летом 2015 года и так и не смог пробиться на достойные места в статистике продаж. В Европе же этот автомобиль крайне популярен: пятое место, 229 049 проданных машин – и это с учетом падения продаж на 12,9%! Вот она, по-настоящему народная модель. Отметим, что у нас большая часть покупателей выбирает «Фиесту»-седан, а жители Старого Света такой диковинки не видели. Им дилеры предлагают исключительно хэтчбеки, и это норма для В-класса.

Самый успешный кроссовер европейского рынка – Nissan Qashqai. С результатом 244 925 проданных машин и ростом на 7,3% он занимает четвертое место. У нас эту модель тоже любят, но занимает она только 23-ю строчку. Любопытно, что в России немного популярнее «Кашкая» оказался более крупный «Икс-Трейл», но вот в Европе в чести более компактный формат.

В тройке лидеров оказались сразу два «Фольксвагена» — Polo (303 628 машин, -7,1%) и Golf (452 123 машины, -5,7%), между которыми затесался Renault Clio (304 463 машины, +11%). Как видим, между представителями В-класса идет напряженная борьба, а вот Golf обходит их по продажам в полтора раза и чувствует себя на вершине более чем уверенно. Вряд ли в обозримом будущем кто-то сможет скинуть его с верхней ступени пьедестала. Тем более, что через год выйдет следующее поколение, и покупательский интерес пойдет вверх. Golf и Clio в России не продаются, а под именем Polo у нас известен исключительно седан, который к тому же относится к предыдущему поколению. Так что тройка европейских лидеров для нас, можно сказать, экзотика.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ