Современный автомобиль оброс различными электронными системами до такой степени, что в них досконально разбирается отнюдь не каждый увлеченный машинами человек. Из сложной аббревиатуры или даже развернутого названия функция не всегда становится очевидна. Помогаем разобраться в компьютерном изобилии.

Практически каждый водитель, если его спросить о системах активной безопасности, сходу вспомнит про ABS и ESP. Они давно перестали быть экзотикой. Первая в России обязательна для всех легковых машин, вторая входит в оснащение, к примеру, самой доступной на российском рынке модели – «Лады Гранта», а у более дорогой «Весты» включена в обязательное оборудование.

Начнем с самого простого. Антиблокировочная система тормозов (ABS, Anti-lock Brake System) – первый наворот активной безопасности, появившийся на автомобилях. Кстати, едва ли не единственная система, обозначение которой едино у всех брендов. Для системы курсовой стабилизации (о ней речь ниже), к примеру, существует больше десятка аббревиатур. Тут все ясно из названия. Электроника при торможении не допускает блокировки колес. Это необходимо, чтобы водитель сохранял контроль над автомобилем и мог маневрировать. Тормозной путь от срабатывания ABS несколько увеличивается, но в целом уровень безопасности возрастает.

В тандеме с ABS работает электронная система распределения тормозных усилий (EBD, Electronic Brake Distribution). Она оценивает качество сцепления с дорогой каждого из колес и в соответствии с этим «выдает» ему тормозное усилие. Благодаря EBD замедление становится максимально эффективным и безопасным. Система есть практически в каждой машине, оснащенной ABS.

Еще один помощник – ассистент экстренного торможения (ВА, Drake Assist). Его появление явилось результатом исследования. Оказалось, что в экстренной ситуации, когда необходимо тормозить по-максимуму, практически каждый водитель не давит на тормоз на 100%. В результате машина останавливается за больший метраж, нежели позволяют ее технические возможности. Система BA распознает необходимость экстренного торможения по резкому удару по педали и сама увеличивает давление в магистрали до максимально возможного. Водителю уже не надо беспокоиться, что он «недодавит» педаль.

Первым дополнением к ABS еще до появление полновесной системы стабилизации стала антипробуксовочная система. Для нее аббревиатуры уже не приводим: название разнится от марки к марке, хотя суть работы от этого не меняется. Электроника не дает ведущим колесам проскальзывать. Главным образом, активируется на влажном асфальте, на снегу и гололеде, хотя на мощных автомобилях срабатывает и на сухом покрытии. Можно сказать, что у моноприводных машин с большим «табуном» под капотом антипробуксовка работает на продление срока службы шин.

Противобуксовочная система срабатывает и в поворотах, однако полноценно стабилизировать траекторию не в состоянии. Эту задачу выполняет электроника следующего уровня – система курсовой стабилизации. Она ориентируется не только по скоростям вращения колес и разнице в них, но также по углу поворота руля и другим параметрам. Благодаря этому компьютер понимает, какая траектория была изначально задана машине водителем, и подтормаживанием отдельных колес старается вернуть автомобиль на нее.

На моделях со спортивным характером (или желающих казаться таковыми) иногда применяется система управления вектором тяги. В виражах крутящий момент индивидуально регулируется на внутреннем и внешнем относительно центра поворота колесах. На последнее передается больше тяги, из-за чего создается эффект избыточной поворачиваемости, и машина охотнее ввинчивается в поворот.

Дальше рассказ переходит на продвинутых ассистентов, которые в бюджетном сегменте пока в диковинку, но уже появляются на недорогих моделях. Среди пионеров – система удержания на подъеме и спуске. Она поддерживает повышенное давление в тормозной системе еще пару секунд после того, как водитель убрал ногу с педали. Это дает возможность безопасно тронуться: машина не откатывается по склону. Особенно ценна такая помощь для начинающих и на моделях с механической коробкой передач, однако системой оснащаются и автомобили с автоматизированными трансмиссиями. В частности, такая электроника ставится на «Ладу Веста».

Системой контроля слепых зон в бюджетном сегменте первым стал щеголять купе-кроссовер Renault Arkana. Радары сканируют сектор около автомобиля, невидимый в зеркала заднего вида. При наличии помехи (машины, мотоцикла, велосипедиста) зажигается желтый индикатор с соответствующей стороны. При попытке перестроиться в занятую полосу электроника станет более настойчивой: дополнительно включится звуковое предупреждение, на некоторых моделях активируется вибрация сиденья или руля.

Часть 2

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ