Сеть платных трасс в нашей стране увеличивается с каждым годом. Они предоставляют новый уровень комфорта, безопасности и сервиса, за что, собственно, и берут деньги. Вспоминаем уже реализованные и только готовящиеся проекты.

В конце месяца «Автодор» обещает полностью сдать в эксплуатацию магистраль М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Будет открыт последний участок в Ленинградской области, и трасса соединит МКАД и КАД. Строительство началось в 2013 году, а завершить его собирались к началу лета 2018-го, приурочив к старту мирового первенства по футболу в России. Но вышла задержка на полтора года.

Причем, строго говоря, шоссе готово не целиком. Обход Твери делать еще и не начинали: город объезжают по старой дороге М-10, которую реконструировали и расширили. Путь от одной столицы до другой на легковушке обойдется в 1,3-1,5 тысячи рублей при наличии транспондера. Разгоняться разрешат до 130 км/ч, хотя пока на большей части магистрали действует ограничение 110 км/ч. Доехать от Москвы до Питера станет возможно за 5,5 часа, хотя по М-10 девять часов было за счастье.

Следующим крупным проектом «Автодора» станет «платник» от Москвы до Казани. В начале ноября зеленый свет этому проекту дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Уже сейчас объявлено, что 800 километров до Татарстана обойдутся заметно дороже, чем неполные 700 до Северной столицы – около 2,5 тысячи рублей для легковой машины. Причем это цены сегодняшнего дня. Через несколько лет, когда трасса будет готова, тариф наверняка поправят с учетом инфляции, и сумма окажется уже другой.

Дороге уже присвоили индекс М-12. Изначально обсуждалось два варианта. Подешевле – масштабно реконструировать существующее шоссе М-7 «Волга», увеличив его пропускную способность. Соответственно, проезд остался бы бесплатным, но водителям пришлось бы изрядно пострадать в пробках, пока идут работы. А заторов на направлении на Владимир, Нижний Новгород и Казань хватает и сейчас, без всяких сужений.

Однако в итоге остановились на втором варианте. Строить абсолютно новую дорогу начнут в следующем году, а завершить планируют в 2027-м. Учитывая опыт других проектов, скорее всего, не успеют. Как и в случае с М-11, сооружать и сдавать будут поэтапно. К 2024 году обещают открыть движение на отрезках от Москвы до Владимира и на обходе Казани (магистраль будут вести и за столицу Татарстана). Потом шоссе станет частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай.

История платных магистралей в России началась 20 лет назад. В 1999-м брать деньги стали на 20-километровом объезде села Хлевное на трассе М-4 «Дон». Через год открыли обход Задонска, увеличив платный отрезок до полусотни километров. На сегодняшний день «платник» от столицы до Черного моря еще строят. Запущено в общей сложности около 800 километров в Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областях и Краснодарском крае. Даже от Москвы до Ростова платная дорога еще готова не полностью. Только готовится к запуску отрезок в обход села Лосево в Воронежской области, который на старой дороге в летний сезон собирает пробки на десятки километров длиной. На легковушке с транспондером весь путь обойдется в 1060 рублей.

Четвертый крупный проект после уже почти завершенных М-11 и М-4, а также будущей М-12, это Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг Москвы. Она идет параллельно существующей малой бетонке А-107, которая останется бесплатной альтернативой. ЦКАД разгрузит главную кольцевую вокруг Москвы от транзитного грузового транспорта и облегчит передвижение между многочисленными подмосковным логистическими центрами. Дорога стала источником многочисленных скандалов: смета превышена, сроки сорваны. Не сдан еще ни один участок, хотя к нынешнему моменту ЦКАД должна была работать чуть ли не по всей протяженности.

Есть в России и другие «платники» меньшей протяженности. Госкомпания «Автодор» заведует движением на магистрали М-3 «Украина» со 124-го до 194-го километров. За проезд по участку берут 130-150 рублей. С 2014 года работает обход Одинцова, оператором которого выступает компания «Новое качество дорог». Наряду с головным отрезком М-11 до МКАД до Солнечногорска это самая дорогая платная трасса России. Меньше чем за 20 километров берут 400 рублей.

На северо-западе тоже есть платные шоссе. В черте Санкт-Петербурга работает Западный скоростной диаметр (ЗСД). Он позволяет быстро и удобно перебраться с М-10 на направление на Финляндию. Ну и в рамках мегаполиса приносит пользу, позволяя объезжать пробки. ЗСД длиной 46,6 километра разбит на пять зон, каждая из которых стоит 100 рублей.

Четыре участка суммарной протяженностью порядка 230 километров расположены в Псковской области. Они ведут до границ с соседними странами. От границы с Эстонией до Старого Изборска нужно отдать 300 рублей, от границы с Латвией до Острова – 150 рублей, от границы с Белоруссией до Опочки – 220 рублей, а отрезок Ольша – Невель стоит 200 рублей. На фоне других платных магистралей эти выглядят пришельцами из прошлого века: узкие, неустроенные, с плохим асфальтом.

В ближайшем будущем, судя по всему, в России начнут активно строить платные путепроводы. Они позволят существенно сократить время в пути и не стоять на ж/д переездах или делать крюк по бесплатной дороге. Так, уже два года работают 400-рублевые мосты через Каму и Буй в Удмуртии, в Рязани берут 25 рублей за проезд по путепроводу через железную дорогу на Новоселковской улице. Зреют аналогичные проекты в Московской и Ленинградской областях, где некоторые пересечения с «железками» собирают часовые заторы.

И еще одна инновация. На Крайнем Севере в этом году разрешили организовывать платные дороги без бесплатной альтернативы, как на всей остальной территории страны. На существующих условиях инвесторов туда не заманишь, бюджету вложения в строительство в сложных условиях не потянуть. Вот и придумали поблажку. Новый закон распространяется только на зоны вне населенных пунктов, а деньги будут брать исключительно с грузовых машин.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ