Содержание машины – недешевое удовольствие, и очередной кризис с умопомрачительным ростом курса доллара и евро не мог не заставить автомобилистов искать способы уменьшить свои траты, не отказываясь при этом от привычного комфорта.
Нынешний кризис, который встал в России в полный рост еще осенью 2014 года, к сожалению, обещает стать затяжным. Траты на личный автомобиль у многих жителей страны занимают одно из главных мест в семейном бюджете. Вполне логично, что именно они и попадают в первую очередь под сокращение при необходимости урезать расходы. А таковая возникла сейчас у многих!
Портал zr.ru спросил своих посетителей: заставил ли их кризис экономить на своей машине? Живут по-прежнему меньше 30% опрошенных, а вот положительно ответила почти треть респондентов, 62,5%! Еще 5,4% заявили, что у них ситуация еще хуже, и автомобиль пришлось продать. Это очень серьезные цифры. Хотя в чистом виде списывать все на кризисный рост цен, пожалуй, не стоит. Наверняка немалая часть ответивших живет в столице, власти которой в последние годы предпринимают все больше шагов, заставляющих жителей отказываться от личных авто (платные парковки, выделенные полосы, снос стоянок и т.п.). Для таких кризис мог стать просто последней каплей.
Вторым вопросом интернет-пользователей просили конкретизировать, каким именно способом они сокращают свои затраты. Самым популярным ответом был «Обслуживаю машину у неофициалов или самостоятельно — так дешевле», его выбрали 28% опрошенных. 17,9% стали меньше ездить. Практически одинаковое количество респондентов начали экономить по мелочи (не ездят на мойку 15,9%) и, напротив, по-крупному (не оформляют каско 14,6%). Еще 7,7% ответили, что отказались от профилактического обслуживания и ездят от поломки до поломки. Столько же экономить не собираются вообще. 3,6% перешли на самое дешевое топливо, а 4,6% выбрали другие способы сократить издержки.
Агентство «Автостат» совместно с сайтом по продаже машин «Авито Авто» тоже заинтересовала тема экономии автомобилистов на своих железных конях. Организаторы опросили через интернет более 8500 человек. В этом исследовании цифры чуть более оптимистичные: в стремлении уменьшить траты признались чуть меньше половины, 48%. Более детальный анализ выдает ожидаемые результаты. В основном экономят обладатели массовых российских моделей и иномарок, возраст которых перевалил за семь лет. А вот владельцы свежих премиальных машин, как правило, живут в прежнем ритме.
Главная статья экономии на эксплуатации – мойка. К ней прибегают 76% опрошенных «Автостатом». Кто-то ограничивает себя в заказе дополнительных услуг (уборки салона, полировки, химчистки), однако есть и те, кто вообще перестают мыть машину. По большому счету, такой подход оправдан: в тяжелые времена эстетика отходит на задний план, да и опасности для окружающих такая экономия не несет.
На втором месте с огромным отставанием (39% голосов) идет отказ от ежедневных поездок. Правда, к этой строке мы бы приплюсовали и следующую: 37% автомобилистов перестали ездить на дальние расстояние. В сумме получается, что стали реже ездить на машине те же 76%. Тоже неплохо, ведь для остальных это сулит меньшую протяженность пробок.
Еще 37% собираются лишить своего железного коня платного постоя, вычеркнув из бюджета траты на стоянку или гараж. Это обернется ухудшением ситуации на общественных парковках. В сочетании со следующим пунктом (35% респондентов отказались от покупки полиса каско) такая экономия может выйти боком, если вдруг незастрахованный автомобиль «уедет» от своего законного владельца, будучи без присмотра.
На последнем месте с 22%-ным упоминанием значится переход на более дешевое топливо. Надо сказать, что это тоже сомнительное удовольствие. Низкосортный бензин или солярка по заманчивой цене с безымянной заправки неминуемо отразятся на здоровье двигателя. А уж его ремонт и в благополучные времена никому не покажется бюджетным!
Можно сэкономить и на обслуживании машины. Здесь тоже с завидным отрывом лидируют два варианта. 61% автомобилистов обратили внимание на более дешевые расходники, а 54% стали проводить ТО самостоятельно. При здравом подходе ничего страшного в этом нет. Конечно, если подразумевается переход с оригинальных деталей на заменители от известных производителей, а не на копеечные китайские поделки непонятного качества. Замена расходников своими силами тоже невеликая наука, хотя и тут есть нюансы. К примеру, стоит задуматься, куда вы будете девать отработанное масло, да и некоторые операции без сноровки лучше не делать – выйдет себе дороже.
35% обращаются для проведения работ к гаражным мастерам, а 29% — к неофициалам. Меньшая популярность второго ответа, на наш взгляд, объясняется тем, что большинство автомобилистов уже ездят в неофициальные сервисы, предпочитая их дилерским. Соответственно, их следующий шаг в деле экономии будет в сторону ближайшего ГСК.
А вот 33% респондентов, отложивших до лучших времен покупку новых шин или аккумулятора, вряд ли могут рассчитывать на одобрение остальных. «Дохлая» батарея, допустим, создаст проблемы только самому владельцу, а вот лысая резина – уже потенциальная беда для любого из соседей по потоку или пешехода. А если этот же автомобилист вдобавок сэкономил и на ОСАГО, купив «левый» полис?
На ремонте машины экономят примерно так же, как и на обслуживании. 56% делают его самостоятельно, 39% — у знакомого механика, 23% — в неофициальных сервисах. 42% опрошенных перешли на неоригинальные запчасти. Чуть больше трети (35%) готовы пока поездить с вмятинами и царапинами на кузове, не вкладываясь в дорогостоящий кузовной ремонт, а каждый четвертый (26%) игнорирует мелкие неисправности в машине.
Как видите, существует множество вариантов сократить затраты на личный автомобиль. И далеко не все из них означают, что машина быстро и неизбежно превратится в убитое ведро с болтами. Кризис – это возможность оптимизировать свои расходы, и многие найдут свои прошлые траты неразумными. Задумайтесь и вы: здравый подход не скажется на состоянии любимой «ласточки».