Несмотря на продолжающийся кризис российского авторынка, в минувшем году к нам пришло немало интересных моделей. Некоторым из них даже было суждено изменить расклад сил в ТОП-25 самых продаваемых машин.
Сегмент недорогих седанов и кроссоверов продолжает оставаться доминирующим на российском рынке. Увы, но уже два года представленные в нем модели не кажутся столь доступными, как раньше, но их по-прежнему покупают в больших количествах: ничего дешевле дилеры предложить не могут.
Марку Ravon, пришедшую на смену Daewoo, официально представили россиянам еще в конце 2015 года. Однако первые машины добрались до дилеров только в начале 2016-го. Поэтому будем считать, что старые модели Chevrolet узбекской сборки стали дебютантами ушедшего года. Первенцем стал хэтчбек R2 (бывший Chevrolet Spark). За 12 месяцев модель успела подорожать на сто тысяч рублей, однако все еще остается самым дешевым автомобилем с автоматической коробкой передач. Дороже стоят даже «Гранты» с роботом и АКПП!
Позже компанию «двойке» составил целый выводок седанов В-класса: R3 Nexia (бывший Chevrolet Aveo), Gentra (бывший Chevrolet Lacetti) и R4 (бывший Chevrolet Cobalt). «Нексия» тесновата и построена на базе самой старой модели. Поэтому на ее фоне намного выигрышнее смотрится Ravon R4, который в базовой комплектации дороже всего на 20 тысяч рублей. Просторную «Джентру» производитель позиционирует выше, отсюда и стоимость – от 629 000 рублей.
Надо сказать, что несмотря на привлекательные цены и хорошо знакомую российским покупателям техническую базу, «Равоны» рынок не «взорвали». Статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) гласит, что официальные продажи марки стартовали лишь в июле 2016 года, и по ноябрь включительно дилеры реализовали всего 1176 машин. Посмотрим на успехи бренда в наступившем году.
Сегмент недорогих кроссоверов получил сразу три новинки, причем всем заочно прочили статус бестселлеров. 14 февраля АвтоВАЗ с большой помпой запустил продажи «Лады Иксрей». Созданный на платформе Renault Sandero Stepway, этот автомобиль все же корректнее назвать высоким хэтчбеком. Клиренс хотя и немал, но полного привода или хотя бы практичного обвеса из некрашеного пластика у модели нет. С середины февраля по конец ноября продано 17 299 «Иксреев», так что АвтоВАЗ оказался прав, заявив на презентации модели годовой план в 20 тысяч машин. Пятидверка по итогам 11 месяцев 2016 года занимает 18-ю строчку в рейтинге самых продаваемых автомобилей.
Летом стартовали продажи двух прямых конкурентов. Французы из Renault представили стильный вариант «Дастера» под именем Kaptur, а корейцы из Hyundai – кроссовер Creta. Первый собирают в Москве, второй – в Санкт-Петербурге. Цены оказались близки. Renault стоит от 859 до 1 150 тысяч рублей, Hyundai – от 750 до 1 170 тысяч. Однако рынок воспринял соперников по-разному.
На волне всенародной любви к «Солярису» Creta взлетела высоко. По итогам ноября вседорожник занимает пятую строчку, а в таблице за 11 месяцев – 17-ю, опережая даже более доступный и вышедший раньше XRAY. Kaptur в ноябре добрался только до 12-й позиции, продаваясь вдвое хуже «Креты», а в статистике за январь-ноябрь модель вовсе не представлена. По всей вероятности, в наступившем году самым продаваемым кроссовером в России окажется именно Hyundai Creta, и потесниться придется даже бывшему лидеру «Дастеру».
Испытывая большой спад продаж, Mitsubishi перестала ввозить в Россию электромобиль i-MiEV. Зато на рынке появились две другие экологически чистые модели. Компания Renault начала продавать частникам кроху Twizy и коммерческий Kangoo Z.E. Цены, конечно, запредельные: от 799 000 рублей за микрокар и от 2 289 000 рублей за фургон. Но, видимо, французы решили, что дивиденды от статуса единственного официального продавца электромобилей пойдут на пользу имиджу.
Зато у Mitsubishi случилась долгожданная смена поколения Pajero Sport. Правда, теперь внедорожник не собирается в Калуге, а экспортируется из Таиланда. Этот факт в сочетании с обвалившимся рублем привели к тому, что назвать модель доступной язык не повернется ни у кого. «Проходимец» стоит от 2,8 до 3,0 миллиона рублей! В прежние времена с такой суммой можно было примериться к неплохо упакованному кроссоверу от большой немецкой тройки, а теперь за нее отдают скромно отделанного «японца».
Вымерший было сегмент пикапов получил шансы на второе рождение. Осенью 2015-го в России одновременно появились новые поколения Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, а 2016-й принес сразу три новинки. Официально стали поставляться в нашу страну Fiat Fullback («близнец» Mitsubishi L200), Isuzu D-Max и «китаец» Foton Tunland. Более подробно обо всех представителях сегмента можно прочитать в нашем октябрьском обзоре российского рынка пикапов.
Нельзя не упомянуть несколько люксовых моделей – новинок 2016 года. На высокие места в абсолютном зачете они, конечно, не претендуют в силу своей стоимости. А вот в своих классах вполне могут выйти на лидирующие позиции. Mercedes E-Class сменил поколение, и теперь «ешка» едва ли не умнее и навороченнее, чем флагманский S-Class. Разумеется, львиная доля продаж придется на начальные версии Е200 в фиксированной комплектации, но это не умаляет достоинств модели. Тем более, что пока машина из Штутгарта фактически не имеет достойных соперников: поставки BMW 5-Series еще не начались, а Audi A6 только готовится предстать в новом облике.
Jaguar F-Pace и Bentley Bentayga – первые кроссоверы марок. Спрос на них таков, что общие продажи компаний благодаря полноприводным новинкам чуть ли не удвоились. Позволить их себе смогут только избранные, но важными для всего автомобильного мира они от этого быть не перестают.
То же самое можно сказать о седане Genesis G90. Это преемник представительского Hyundai Equus и первенец премиального суббренда концерна Hyundai. Раньше Genesis был всего лишь моделью бизнес-класса, теперь – самостоятельная марка. Будет интересно посмотреть, сможет ли «девяностый» составить достойную конкуренцию Audi A8, BMW 7-Series и Mercedes S-Class, подкупая чуть более низкой ценой и лучшей надежностью.