Работа в такси тяжела для машины сама по себе. На это часто накладывается плохое отношение водителя и не самое качественное обслуживание. Понятно, что приобрести бывший «желтый» автомобиль не хочется никому.
Раньше машина из-под «бомбилы» не обязательно была с запредельным пробегом. Многие не мотались по городу, а стояли на одной точке, возя пассажиров по ближайшему району. Причем не всех желающих, а только тех, кто готов был заплатить втридорога. С переходом извоза на официальные рельсы машины больше не простаивают: мотаются, делая сотни километров за смену. Месячный пробег такси может превышать 10 000 км. Крупные компании (да и частники тоже) меняют транспорт каждые два-три года. То есть на вторичный рынок автомобиль поступает с пробегом порядка 200 000 – 300 000 километров. Немало! Ирония в том, что основная опасность нарваться на бывшее такси у тех, кто ищет свежий экземпляр, то есть готов заплатить сравнительно большие деньги, и кому нужна машина с большим остаточным ресурсом.
Первый и самый легкий шаг в выборе – отсечь модели, заведомо популярные у таксистов. В Москве, например, для этого требуется минимальная наблюдательность: львиная доля официальных извозчиков оклеены желтой пленкой и выделяются в потоке. Мы публиковали подборку самых востребованных машин год назад, и с тех пор в России мало что изменилось. Это Hyundai Solaris, Ford Focus, Skoda Octavia, Kia Rio, Skoda Rapid, Volkswagen Polo.
Цвет автомобиля вам ничего не подскажет. Сейчас в ходу цветные пленки, а под ней машина может быть любого цвета. Скорее всего, она будет белая: за этот колер производители не просят доплату. Но это не показатель. Исходя из тех же соображений экономии, белый часто выбирают и обычные покупатели. Кроме того, этот оттенок остается одним из самых популярных в мире.
А вот состояние лакокрасочного покрытия может дать подсказку. Если оно провело все два-три года под пленкой, то должно выглядеть идеально. Даже на машине, которая проехала хотя бы 20 000 километров по нашим дорогам, это практически невозможно. Впрочем, на такой знак не стоит уповать слишком сильно. Думаю, всем отлично известно, кто по большей части работает в такси, и как эти люди водят машину. Редкий Solaris или Rio переживет нескольких гастарбайтеров за рулем без аварий. Значит, будут крашеные детали, что для свежего автомобиля большой минус.
Если же вам все-таки приглянулась машина из «потенциально опасного» списка, то можно минимизировать риск, изучив комплектацию. Компании закупают автомобили с минимальным набором удобств. Как правило, это самая дешевая версия с кондиционером. Другие атрибуты комфорта в такси не востребованы. Двигатель обязательно будет самым слабым, коробка передач – механическая. Если рассматривать для покупки топовые исполнения с автоматом, то среди них бывших такси не будет. Это можно утверждать с большой степенью уверенности. Конечно, можно попасть и на частника, работавшего по договору на своей машине. Для себя любимого он мог выбрать уровень оснащения побогаче, но это все же исключение из правила.
Далее смотрим в ПТС. Первый владелец – юридическое лицо, а второй – частник, купивший машину месяц назад? Отказать! Мы, очевидно, имеем дело с перекупщиком. Для получения прибыли машина могла пройти у него какие угодно доработки, и ее первоначальное состояние навсегда останется для вас тайной. Если все же хочется рискнуть, то проверьте, какие виды деятельности зарегистрированы за указанной в документах компанией. Вряд ли отсылка к такси будет прямо в названии. Но и такая «пробивка» может ничего не дать.
Еще один помощник – портал «Автокод». Если автомобиль получал разрешение как такси и имел полис ОСАГО с соответствующим тарифом, то этот факт система сразу же отразит. По большому счету, это единственное прямое доказательство работы в такси. Все остальные лишь намекают на это.
Не будет лишним тщательно изучить состояние салона. Стертые накладки на педали – явный признак большого пробега, но поменять их недолго и недорого. То же самое касается набалдашника рычага коробки передач. Потертый руль стоит уже не копейки, но он мог быть всю свою нелегкую жизнь скрыт под оплеткой. Которую, разумеется, перед продажей предусмотрительно сняли. Остаются сиденья. Их перетяжкой точно никто заниматься не будет: слишком дорого, вложения не отобьются при продаже. Водительское кресло бюджетной модели после 200-300 тысяч километров пробега будет просижено, а на ткани окажутся заметны следы износа. Пассажирское место в такси используется чаще, чем в обычной машине. Значит, внимательно смотрим и на него: частые входы-выходы отразятся на состоянии боковины. Наконец, дверные подлокотники. Их, в отличие от руля и сидений, чехлами не закроешь. Если они отделаны тканью, а не пластиком, то вскроют все тяжелое прошлое автомобиля.
И последний пункт. Надеяться на то, что бывшее такси сразу выдаст себя гигантским пробегом, не стоит. Крупные парки, скорее всего, распродают списанные автомобили по-честному, не скрывая их прошлое. В большинстве случаев они попадают к перекупщикам, у которых корректировка одометра значится первым пунктом «предпродажной подготовки». И чаще машины, очищенные от желтой пленки, продаются с небольших площадок автосалонов с сомнительным персоналом и репутацией.
Иными словами, при минимальном наборе знаний и внимательности купить бывший таксомотор, не зная об этом, достаточно сложно.