В этом месяце начались поставки вазовской новинки на европейские рынки. «Веста» для Старого Света отличается от российской версии нюансами и должна значительно увеличить продажи «Лад».
Уже не первый десяток лет львиная доля спроса на продукцию АвтоВАЗа на внешних рынках приходится на старушку «Ниву», которая теперь поставляется на экспорт и в комплектации Urban. Компанию ей составляют «Гранта» и «Калина», но большого интереса они к себе не привлекают. Новый импульс развитию поставок за рубеж должна дать «Веста». В феврале-марте Волжский автозавод начинает поставки седана в Германию, Венгрию, Словакию и Болгарию. Первые две страны обеспечивают основной объем продаж российских «Лад» за пределами стран СНГ.
Для европейцев «Весту» доработали. В соответствии с местным законодательством, 106-сильный двигатель 1.6 довели до экологического класса Евро-6 (в России действует Евро-5). Базовую комплектацию расширили за счет датчика давления в шинах и индикаторов непристегнутых ремней безопасности для всех пассажиров. Это тоже обязательное требование для всех новых автомобилей, продающихся в Евросоюзе. Для мультимедийной системы разработаны меню на английском и немецком языках, загружены карты стран Европы. По предварительной информации, комплектаций у экспортной «Весты» будет всего две. Начальный уровень предполагает наличие кондиционера, аудиосистемы и других опций, так что набор оказался лучше, чем на российском рынке.
Кроме того, как рассказал телеканал «ВАЗ-ТВ» со ссылкой на ведущего инженера-конструктора отдела проектирования электронных систем АвтоВАЗа Александра Полуянова, «Веста» для Европы получила иную комбинацию приборов. В ней использован более крупный шрифт, шкалы сделаны оранжевыми, а подсветка работает в постоянном режиме. Если первые два новшества чистой воды дизайнерские аспекты, то последнее не грех бы перенять и российской версии: при выключенных фарах показания с темных циферблатов бывает трудно считать даже днем.
На венгерском сайте «Лады» раздела с «Вестой» пока нет. Висит лишь анонс старта продаж 1 марта. На других зарубежных порталах АвтоВАЗа информации больше. Болгарский сообщает лишь базовую стоимость – от 20 600 левов. По текущему курсу это эквивалентно примерно 10 500 евро или 640 000 рублей. Дороже, чем в России, но объяснимо затратами на доставку автомобилей и более щедрой комплектацией.
В Словакии «Веста» стоит столько же, от 10 500 евро. При этом размер доплаты за роботизированную коробку передач – тысяча евро, больше 61 тысячи рублей! Российские дилеры просят за такую замену всего 25 тысяч.
Немецкие продавцы будут отдавать флагманскую «Ладу» дороже всех, за 12 490 евро. Правда, если словакам придется доплачивать 1000 евро за робот и 2000 евро за люксовую комплектацию, то в Германии апгрейд стоит дешевле – 760 и 1000 евро соответственно. Для сравнения: Lada 4×4 стоит в Германии от 10 490 евро (Urban – от 11 990), Kalina – от 7 210, Granta – от 7 010.
Вкусы европейских покупателей отличаются от российских. Какой прием ожидает «Ладу Веста» в Европе? Жалеть об отсутствии нормальной автоматической коробки или дизельного двигателя не стоит. За версию с двумя педалями рачительные жители Старого Света не всегда доплачивают, даже покупая недешевые Audi и BMW. Что уж говорить о модели из бюджетного В-класса? Моторы на тяжелом топливе в последний год резко впали в немилость у экологов и властей, так что структура спроса начала смещаться в сторону бензиновых агрегатов. За комплектацию тольяттинцам тоже не должно быть стыдно. Обязательные системы безопасности в «Весте» есть, да и прочих «наворотов» немало, включая неплохую мультимедийную систему с сенсорным экраном. Разве что подушек безопасности маловато: седан имеет максимум четыре, тогда как необходимый минимум даже в компактном классе давно уже включает шесть эйрбегов.
А вот с типом кузова у «Весты» вышла промашка. Седан в компактном формате – это российская, но никак не европейская любовь! В Евросоюзе предпочитают более практичные универсалы и хэтчбеки. Но первый появится в семействе «Весты» только к осени, а до Старого Света доберется, скорее всего, только в 2018 году, а второго не предусмотрено в принципе. Так что предполагаем, что именно тип кузова отвадит многих от покупки вазовской новинки.
Статистика очень показательна. В 2016 году европейцы купили 170,3 тысячи хэтчбеков Dacia Sandero и всего 53,9 тысячи седанов Logan. Пятидверка популярнее более чем втрое! А в Германии седан не представлен вовсе – только хэтч и универсал. Впрочем, о результате даже «Логана» АвтоВАЗу остается только мечтать. В прошлом году европейские дилеры продали 3951 «Ладу», а в план на 2017-й заложена реализация 3000 «Вест». Впрочем, спрос на российские машины в Старом Свете растет. 2016-й оказался на 81% успешнее 2015-го, а по итогам января продажи выросли на 67,3% по сравнению с тем же месяцем годом ранее.
Больше всего «Лад» продается в Германии. Результат 2016 года составил 1686 штук (+42,8%). Второе место занимает Венгрия, куда АвтоВАЗ вернулся в конце 2015 года. За первый полный год продаж реализовано 1155 автомобилей. Далее расположились Латвия (325 штук, -2,7%), Сербия (287 штук, -3,7%), Словакия (182 штуки, +70,1%), Чехия (125 штук, +33%), Австрия (109 штук, +39,7%) и Люксембург (41 штука, +141,2%). В наступившем году АвтоВАЗ планирует увеличить экспортные поставки готовых автомобилей и машинокомплектов для сборочных площадок в других странах на 50%. В числе партнеров значатся как прежние страны (Европа, Африка, страны СНГ), так и новые. В частности, тольяттинцы собираются наращивать поставки в Латинскую Америку.
Скорее всего, 2017 год действительно завершится для российского автогиганта значительным увеличением экспорта. И будет весьма любопытно посмотреть, как примут в Европе «Весту», которая в России за год вышла на четвертое место в зачете моделей и нашла более 55 тысяч покупателей.