Многие российские автомобилисты даже не догадываются, какому количеству доработок подвергаются машины, рожденные совсем в других условиях и совсем для других дорог.
Чаще всего модернизация проводится еще на этапе запуска модели в производство, но иногда приходится вносить коррективы уже после начала продаж. Многие иностранные бренды используют особенности российских дорог и климата в качестве полигона для самых тяжелых тестов предсерийных автомобилей. Причем испытания проходят все модели вне зависимости от их последующего появления в салонах дилеров.
По итогам этих экзекуций многие производители специально вносят изменения в настройки шасси своей продукции. Так, подвеску для плохих дорог предлагают практически все бренды. Причем обычно эта опция полагается по умолчанию, а вот автомобиль с «оригинальной» подвеской можно заполучить только по особому заказу, да и то – далеко не всегда.
Разумеется, есть и исключения. Среди них – премиальные Cadillac и Porsche, безопасные Volvo и эмоциональные Mazda. Разумеется, «заряженным» моделям BMW, Mercedes-Benz и Audi тоже не достается усиленной подвески, как и хот-хэтчам вроде Renault Clio RS, Kia сee’d GT или Volkswagen Golf GTI. Группа Jaguar Land Rover не предоставляет отдельных настроек шасси, но еще на стадии разработки модели учитывается эксплуатация по российским дорогам. Кстати, с этой целью британцы даже привезли в Россию кроссоверы F-Pace, которым предстоит преодолеть 70 000 километров по нашей стране.
Есть и бренды, специально усиливающие подвеску перед началом продаж автомобилей. Например, вседорожник Toyota RAV4. Правда, японцы перестарались и машина получилась слишком жесткой, так что при последнем обновлении шасси вновь пришлось дорабатывать. На этот раз – в угоду комфорту. А вот инженерам Mitsubishi неоднократно приходилось менять настройки подвески у Outlander и ASX. Наши дороги регулярно доводили их до неприятной вибрации, а то и вовсе раскачки.
В комплекте с усиленной подвеской часто идет увеличенный дорожный просвет или дополнительная стальная защита моторного отсека. Иной раз для увеличения клиренса производителям приходится вспоминать хорошо забытое старое. Например, Nissan увеличил просвет седана Sentra и хэтчбека Tiida за счет их постройки на старой платформе B, а не на более современной V. Другие бренды и вовсе поставляют в нашу страну только специальные «вседорожные» исполнения своих моделей.
Опытные водители из России знают, что необходимым в пути атрибутом является запасное колесо. Иностранные производители тоже это поняли и на модели для нашего рынка стараются добавить «запаску» в список стандартного оборудования. Некоторые же дилеры предлагают эту крайне полезную вещь только за дополнительную плату.
Иногда под полом может разместиться даже полноразмерное колесо. Правда, придерживаются этого правила зачастую производители не самых дорогих машин: Nissan, Renault, Geely, Mitsubishi, Peugeot и Citroen. Большинство европейцев предпочитает оснастить автомобиль докаткой, которая меньше «съедает» полезного пространства в багажнике. А, например, BMW и Mercedes и вовсе считают, что шины Runflat, которые даже с проколом могут проехать до 80 километров, смогут спасти водителя на трассе. До шиномонтажа такая машина действительно доедет, но будет ли знать работник сервиса из глухой деревни особенности обращения с данной покрышкой с жесткими боковинами, неизвестно.
Качество российского топлива также сильно отстает от европейского. Я лично наблюдал, как на чешском бензине Nissan Almera родом из Тольятти начинал ехать быстрее, чем указано в паспорте. И это не с горки! Иностранцы тоже знают об этом, и в итоге зарубежные фирмы очень долго не хотели везти к нам капризные дизельные моторы. Да и бензиновые двигатели с непосредственным впрыском зачастую на нашем горючем начинают хворать.
Еще одно нововведение – сокращение межсервисных интервалов. Если в Европе рекомендовано делать ТО каждые 20-30 тысяч километров, то для России пробег между посещениями сервиса сокращен вдвое, до 10-15 тысяч.
Да что там двигатели, даже уплотнители дверей на многих моделях были доработаны для защиты от пыли, грязи и глобальной зимней проблемы больших городов – реагентов. Да и лакокрасочное покрытие под воздействием химии довольно быстро сойдет, прихватив с собой хром. Поэтому иностранцам приходится подбирать стойкие к агрессивной среде материалы.
По той же причине практически на всех доступных российском покупателю автомобилях установлены бачки стеклоомывателя увеличенной емкости, а омыватель фар получает новый режим, позволяющий экономить жидкость.
Есть и другие меры, которые используют на заводах для защиты машин от российских негативных факторов. Например, Suzuki покрывает радиаторы специальным грязеотталкивающим составом, а Jeep оснащает свои продукты усиленными салонным и воздушным фильтрами.
Но зимой у многих автомобилистов за пределами МКАД не возникает проблем с реагентами, зато им приходится бороться с морозами, которые в России бывают довольно суровы. К сожалению или счастью, но климат у нас становится мягче, но зима нет-нет да и напомнит, кто тут главный. Чтобы у автомобилистов не возникало проблем с холодным стартом, многие производители комплектуют свою продукцию аккумуляторами увеличенной емкости и более мощным стартером. Дизельные машины дополнительно получают предпусковые подогреватели. Дальше всех пошел Mercedes-Benz. За дополнительную плату потенциальный покупатель сможет оборудовать автомобиль топливным насосом с дополнительной смазкой или, скажем, влагоотделителем с подогревом топлива. Добавим, что эти опции заранее включены в оснащение «особой серии» дизельных машин марки.
Однако просто завести автомобиль недостаточно, ведь за ночь салон полностью промерзает, а стекла могут покрыться коркой льда. Не стоит также забывать о ледяном дожде, который и вовсе может превратить машину в красивую неподвижную инсталляцию. Если всего 3-4 года назад пакеты «теплых опций» ограничивались только обогревом сидений, зеркал и заднего стекла, то теперь список расширен. Сегодня в него также включены обогревы ветрового стекла, вечно замерзающих форсунок стеклоомывателя и рулевого колеса. Причем встретить эти приятные излишества можно даже на недорогих моделях вроде Kia Rio, не говоря уже о премиуме.
А если вдруг в пути случится какая-то неприятность, то теперь все новые автомобили, продающиеся на российском рынке, должны быть оборудованы кнопкой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Система умеет самостоятельно определять нештатную ситуацию и вызывать помощь. Да и водитель, при необходимости, сможет запросить подмогу в ручном режиме. Наличие системы стало обязательным для всех моделей, проходящих сертификацию с 1 января текущего года.
Но требования российского рынка вынуждают производителей не только дорабатывать техническое оснащение своей продукции. Законодательство также заставляет иностранцев подстраиваться под бизнес по-русски. Например, из-за высоких налоговых ставок, привязанных к мощности двигателей, многие автомобильные корпорации дефорсируют мощность моторов на своих машинах до 249 лошадиных сил. Одним из ярких примеров стал вседорожник Honda Pilot. На смену 280-сильному оригинальному двигателю пришел агрегат от китайской версии седана Accord. Пусть не столь динамичный, зато владелец сэкономит. По тому же пути идут другие японские и европейские марки.
Есть и другие особенности российских законов или их несоблюдения. Например, для корейцев из Hyundai и японцев из Mitsubishi стало новостью, что русские любят быструю езду и не любят соблюдать ПДД. Из-за этого первым пришлось менять настройки шасси «бюджетника» Solaris, так как на скорости он начинал раскачиваться. Вторым – возвращать дополнительный масляный радиатор вариатора, так как трансмиссия, не рассчитанная на подобные нагрузки, начинала перегреваться.
К слову, даже машины с активным круиз-контролем во всем мире появились гораздо раньше, чем у нас. Но не потому, что не было спроса. Причина проста: система работала на запрещенной для «простых смертных» радиочастотах. Правда, и после улаживания официальных формальностей полезная опция подолгу вынуждена оставаться без работы: в российской слякоти ее радары и сенсоры становятся беспомощны.