Некоторые автомобилисты утверждают, что всегда соблюдают требования Правил. Но так ли это на самом деле?
Наверняка многие слышали фразу «Ездим мы не по Правилам, а по дорогам». Ей автомобилисты любят оправдывать свои нарушения. Дескать, бумага – это одно, а реальная жизнь – совсем другое, и в ней, не отступив от требований закона, порой нельзя. Есть и те, кто мнит себя идеальным водителем и утверждает, что всегда помнит о ПДД.
Не знаю даже, что хуже. Первая категория, по крайней мере, не отрицает своих грехов, хотя и пытается найти для них якобы уважительную причину. Но вторая группа ничуть не лучше, ведь и эти водители тоже совершают нарушения. Просто многие из них даже не осознают этого. Не верите, что отступают от правил все? Давайте разберемся.
Начнем с самого популярного – превышения скорости. Хотя бы раз, хотя бы ненамного, но разрешенный предел превышали, наверное, все. Во-первых, на это толкает порочная схема российских ПДД, разрешающих абсолютно безнаказанно ездить на 19 км/ч быстрее, чем указано на дорожном знаке. Минимальный штраф применяется только к диапазону 20-40 км/ч.
Во-вторых, всегда ли вы соблюдаете временные ограничения в местах ремонта? Дорожники расставляют их, сами не особо заботясь о безопасности и здравом смысле. Их любимый знак – «40». Он может гордо стоять даже в месте каких-нибудь мелких работ на обочине автомагистрали. И ради этих 20-30 метров никто, разумеется, тормозить «в пол» не будет. Добавим сюда те же знаки, часто забытые после окончания ремонта или не снятые на ночь, когда вся техника уходит на обочину; несоблюдение закона, требующего снижать порог скорости по 20 км/ч и с определенной дистанцией между знаками; отсутствие знака «Конец всех ограничений» после зоны ремонта. В такой ситуации игнорировать цифры на жестянках будет даже самый законопослушный водитель.
В-третьих, вспомним о лимите в жилой зоне. Дворы не располагают к быстрой езде, но прописанные в ПДД 20 км/ч все равно превысить несложно. Те же знаки «20» нередко устанавливаются перед пешеходными переходами и тоже редко соблюдаются.
Наконец, многие даже не вспомнят, что выбор скорости диктуют не только дорожные знаки, но и конкретные условия: дождь, гололед, припаркованный и ограничивающий обзор грузовик. Если какой-то фактор вам мешает, ехать формально разрешенные 60 или 90 км/ч нельзя: в случае экстренной ситуации остановить машину вы не успеете. Если бы все водители знали об этой норме, в справках о ДТП не появлялся бы так часто вердикт автоинспектора: нарушение пункта 10.1 ПДД, требующего «вести транспортное средство, учитывая интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия».
Не все безупречно с выбором места для остановки или стоянки. В Москве с ее драконовскими штрафами и обилием эвакуаторов не включают голову, паркуя автомобиль, наверное, только самые обеспеченные водители. Причем деньги не избавят от значительных потерь времени на вызволение железного коня со штрафстоянки, так что задуматься стоит хотя бы об этом.
Но мы говорим не только о столице и не только о вопиющих и явных нарушениях вроде остановки вторым рядом или прямо на пешеходном переходе. Есть в ПДД и множество других требований по части постоя транспортных средств. К примеру, все ли помнят, что нельзя парковаться ближе пяти метров перед «зеброй», или если ширина полосы от вашей машины до сплошной линии разметки менее трех метров? Судя по улицам российских городов, за небольшой грех считается стоянка на тротуаре. Ну а про дворы и вовсе говорить нечего. Там автомобилисты нарушают, кажется, все требования Правил разом: стоят и на пересечении проезжих частей, и на газонах, и создавая помехи своим коллегам. И где же припаркуется «идеальный водитель», приехав в родной двор?
Упомянутые выше грешки те, кто «ничего не нарушает», забывают или игнорируют либо сознательно, либо потому что считают это само собой разумеющимся, вынужденным поведением. Но мы пока описали только самые явные нарушения, а впереди еще столько «мелочей», которым многие действительно не уделяют ни малейшего внимания.
К примеру, несмотря на наличие наказания в КоАП, у нас в порядке вещей разговаривать по телефону за рулем. Молодежь – та вообще умудряется не вылезать из соцсетей, даже будучи в левой полосе Третьего кольца.
Правила запрещают создавать помехи другим участникам дорожного движения в любой форме. Но как же тогда выехать из двора при плотном движении по улице? Приходится либо влезать в более-менее подходящий разрыв в потоке, либо ждать доброго коллегу, который сам притормозит и даст возможность влиться в трафик. Оба варианта, скорее всего, заставят других водителей нажать на тормоз или перестроиться. Помеха? Согласно ПДД – да. Значит, пусть и формальное, но нарушение есть.
Отдельный пункт Правил запрещает занимать левые полосы при свободных правых. В городе еще ладно, но сколько же «идейных» на трассах! И ведь при этом люди считают себя правыми: дескать, я же скорость не превышаю. Раньше для их опережения приходилось совершать еще одно нарушение (обгон справа запрещен), но нынешняя редакция ПДД опережение справа разрешает.
Про несоблюдение дистанции и невключение указателей поворота даже говорить не хочется. Эти нарушения давно стали повсеместными, но при этом одними из самых раздражающих. А еще я рискну утверждать, что как минимум один пункт ПДД не выполняет никто и никогда: перед выездом на дорогу водитель обязан проверить техническое состояние своего автомобиля.
Ну, так кто после прочтения статьи все еще считает себя безгрешным? Так что формулировку «Я не нарушаю» стоит сменить на «Я не попадаюсь», а лучше на «Меня еще не штрафовали».