Кризис продолжается, но за первые три месяца года проценты падения продаж стабильно уменьшались. Можно ли надеяться на оздоровление?

После подведения итогов прошлого года, когда спрос на новые машины в России упал на 35,7%, эксперты давали разные прогнозы на наступивший 2016-й. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорили об очень оптимистичном снижении всего на 5%, а вот во властных кругах даже говорили о возможной отмене господдержки сектора и проседании продаж до отметки ниже миллиона автомобилей, то есть почти на 40%. Первые три месяца принесли минус в 16,9%: владельцев нашли чуть больше 319 тысяч машин против почти 384 тысяч годом ранее. А ведь в январе-марте 2014-го было продано 602,5 тысячи!

«Результаты продаж марта продемонстрировали, что автомобильный рынок в целом еще не в очень хорошей форме, хотя постепенно движется к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев последовательного снижения. Дальнейший прогресс в этом направлении в большой степени зависит от макроэкономического окружения и последовательности усилий правительства по стимулированию спроса на рынке в ближайшие месяцы», — полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

После январского результата -29,1% и февральских -13,4% показанные в марте «всего» -10% выглядят как повод для оптимизма. Однако не будем забывать, что в середине прошлого года падение тоже постепенно замедлялось, давая надежду на скорое выздоровление «больного», но его не случилось, и последний квартал показал удручающие цифры. Еще один нюанс: нынешний «минус» — результат относительно предыдущего года, когда кризис уже развернулся в полную силу.

Lada остается лидером общего зачета со снижением продаж на 17%. Результаты преследователей из Кореи разнятся. Идущая на втором месте Kia выступает лучше рынка в целом (-9%), а вот занимающая «бронзовую» позицию марка Hyundai откатилась на 26%. То же самое можно сказать и о парочке Renault-Nissan. У французов -15%, тогда как у японцев с более широкой и разнообразной гаммой минус составляет 25%.

В таблице зачета марок стало гораздо больше компаний, добившихся в первом квартале минимального оттока покупателей или даже положительной динамики. К примеру, результат «Тойоты» оказался на 7% хуже прошлогоднего, китайская компания «Джили» осталась «при своих» (0%). Продолжают делать успехи прошлогодние счастливчики: Porsche (+6%), Lexus (+23%) и обошедший обоих «иностранцев» по темпам роста УАЗ (+27%).

К новым именам в списке демонстрирующих рост производителей отнесем коммерческое подразделение ГАЗа (+8%), Lifan (+58%), Chery (+24%), Suzuki (+36%). Но больше всех удивил Ford. В отсутствие новинок или шокирующих скидок марка умудрилась вырасти на 93% за квартал, а в марте – на все 120%!

Гигантских минусов в 70-80% и более в статистике больше нет – падать некуда. Citroen показал -25%, Peugeot -36%, Honda и Acura дружно просели на 47%. Opel и Great Wall с начала года не продали ни одного автомобиля, а вот дилеры SsangYong, также сидящие на голодном пайке без новых поставок, реализовали 804 машины, что хуже прошлогоднего показателя на 59%. Неожиданно сильно ухудшились продажи «Датсунов». «Бюджетники» с японской эмблемой родом из Тольятти нашли на 53% меньше покупателей, столько же потеряла шведская Volvo.

Lada Granta продолжает терять своих поклонников. В прошлом году Hyundai Solaris неоднократно оказывался на вершине «хит парада», но – только в отдельные месяцы, и годовое первенство ему не покорилось. Сейчас же «кореец» воцарился на вершине по итогам суммарных продаж за январь, февраль и март. Более того, в опасной близости от отечественной модели оказался и Kia Rio, пока остающийся на третьем месте. Входящие в пятерку Renault Duster и Volkswagen Polo показали рост, правда, львиная его доля пришлась на последний месяц квартала.

А вот появление в верхней части таблицы «Весты» можно считать неожиданным. Вазовская новинка, продававшаяся в первые месяцы не слишком активно, видимо, приглянулась потребителям. Мартовские продажи превысили 4,5 тысячи экземпляров и вывели модель на шестое место в квартальной статистике. Будет любопытно посмотреть, сможет ли седан стать бестселлером и удержаться в лидирующей группе. Скорее всего, часть покупателей у «Гранты» отобрала ее более дорогая соседка по модельной линейке.

Остальные «Лады» показали отрицательную динамику, даже не имеющий конкурентов «Ларгус» и по-прежнему самая доступная среди внедорожников классическая «Нива». Хэтчбек XRay продается неполные два месяца с разошелся за февраль-март тиражом чуть больше полутора тысяч экземпляров. Этого оказалось достаточно только для скромного 23 места в статистике за первый весенний месяц.

Продолжают прогрессировать японские вседорожники: Toyota RAV4 и Land Cruiser 200, Nissan Qashqai и X-Trail. Причем первая из этих моделей забралась поразительно высоко для импортируемой и недешевой машины – до седьмого места!

Если тенденция продолжится, то к маю мы можем рассчитывать на стабилизацию рынка или даже небольшой рост. Правда, объективных предпосылок для улучшения ситуации нет: экономика остается в тяжелом положении, курс доллара и евро и не думает снижаться, а цены на автомобили растут.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ