Прошлым летом в ПДД появился новый термин — «опасное вождение». Как он будет применяться на практике, до сих пор неясно никому. Особенно волнуются мотоциклисты, про манеру езды которых даже придумали отдельный пример, назвав его «грядки».
Напомним еще раз: опасное вождение закон описывает как «неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
За каждый пункт этой сложной для прочтения конструкции уже существует отдельное наказание. При этом в закон не включены по-настоящему опасные действия, которые так любят лихачи на дорогах – управляемый занос в повороте (дрифт), а также значительное превышение скоростного режима.
Чтобы водители лучше понимали суть документа, был создан отдельный сайт, где каждое нарушение рассматривалось отдельно. Для «красного словца» авторы даже придумали каждому пункту свое название: «Нервяки», «Торопыги», «Упертый», «Грядки», «Шашки» и «Воспитатели». К каждому разделу прилагается короткое описание и анимированный ролик. Один из них вот уже больше года вызывает нескончаемые споры в среде мотосообщества: несоблюдение бокового интервала, обозванное «Грядками».
В видеоролике нарисованный мотоциклист мчит между рядов автомобилей. Причем этот мастер периодически еще и встает на заднее колесо. Фантазия авторов видео сдобрена также нарезкой с городских камер и регистраторов самих мотоциклистов и автомобилистов. Справедливости ради, надо отметить, что в ролике показана и пара автомобилей, не брезгующих так называемым «междурядьем». Ну, или ездой между двумя рядами четырехколесных транспортных средств. Тут уж кому как больше нравится.
После выхода этого наглядного пособия российский интернет сразу же взорвался массой негативных отзывов и статей. Мол, как же так: байкеров лишают основного преимущества их вида транспорта в городе! На фоне заголовков про драконовские меры и уничтожение мотокультуры высказывались и волне разумные доводы. Например, что конструкция двухколесных транспортных средств не позволяет им долго стоять в пробке. А в жару сами мотоциклисты в полной экипировке рискуют перегреться не меньше своих стальных коней. Можно, конечно, постоять вместе со всеми в шортах и футболке, только вот рост травматизма и смертности от ношения такого облачения перекроет снижение от запрета «междурядья». Ну а про желание поскорее оказаться в тепле после поездки под дождем или в холодную погоду мы вообще молчим. Кондиционером и печкой мотоциклы не оснащаются.
Любители громких слов чаще всего забывают о нескольких важных моментах. Во-первых, в законе сказано, что водитель своими действиями должен создать угрозу для жизни и здоровья других людей и совершать правонарушение (необязательно одно и то же) несколько раз подряд. Если к последовательности сотрудники Госавтоинспекции хотя бы с натяжкой, но могут придраться, то с риском для жизни все сложнее. Разумеется, все автомобилисты запоминают только тех «отморозков», которые проносятся мимо них на немалой скорости. Но большинство двухколесных все же осознают все опасности подобных маневров, поэтому не превышают скорость потока больше чем на 20-30 км/ч. Это в случае, когда речь идет о пробке. Согласитесь, мотоцикл на скорости 40 км/ч в вялотекущем заторе на ТТК может создать опасность разве что для себя и для продавцов кофе, гуляющих по магистрали. И все адекватные гаишники это понимают.
Нет пока и четкого критерия выявления опасного вождения. Ведь, по сути, чтобы оштрафовать водителя, инспектору нужно какое-то время наблюдать за его действиями. При этом принимать решение относительно угрозы жизни и здоровью он тоже должен «на глаз». В случае же с мотоциклистами все выходит еще интереснее: в ПДД не прописаны четкие цифры, при которых боковой интервал становится опасным. То есть, опять-таки, все на личное усмотрение сотрудника ДПС.
Отличным примером соблюдения интервала является Алтуфьевское шоссе в Москве. Здесь настолько сузили полосы, что теперь туда может уместиться не каждый автомобиль. А между рядами стоящих машин не проскользнет даже велосипедист. Так что, теоретически, именно эта магистраль может стать золотым дном при нехватке протоколов.
Подводя итог, можно сказать со всей уверенностью: сегодня мотоциклистам не стоит опасаться штрафов за опасное вождение. Подтверждают это и представители МВД. Исключение могут составить разве что те байкеры, которые действительно несутся сквозь плотную пробку как по гоночному треку. Вот только не факт, что патрульный успеет остановить и оштрафовать их раньше, чем они пополнят статистику ДТП.