Вслед за платными магистралями и платными парковками в жизни российских автомобилистов может появиться понятие платного въезда в город или отдельные его районы. Соответствующие законопроекты уже рассматриваются.

В Госдуме обсуждают возможность взимания платы за въезд в крупные города. В первую очередь, это касается столицы, но статус федерального закона подразумевает, что такую же возможность получат и власти других населенных пунктов страны. Правда, уже не первый раз инициативу откладывают. Скорее всего, депутаты откладывают рассмотрение этого вопроса до выборов, а уже осенью законопроект будет обсуждаться всерьез и, вне всякого сомнения, будет принят.

Сегодня над разработкой проекта платного въезда в пределы МКАД, Третьего транспортного или Садового кольца трудятся специалисты столичного Департамента транспорта. В ведомстве Максима Ликсутова ссылаются на зарубежный опыт и обещают еще до конца года представить готовую дорожную карту проекта, а тестовая зона может быть запущена в районе делового центра Москва-Сити.

Как именно будет организован платный въезд, пока непонятно. Информация о том, будет ли он действовать только для иногородних автомобилистов, или под него будут попадать даже машины местных жителей, на сегодняшний день отсутствует. Но, зная политику Ликсутова, можно предположить, что оброк придется платить даже возвращающимся из загородных поездок москвичам.

«Информация о том, что департамент транспорта начал работу над проектом пробной зоны платного въезда в город не соответствует действительности. Правительство Москвы не рассматривает вопрос введения платного въезда в город или в отдельные его районы», — опровергли информацию в Дептрансе. Правда, здесь стоит вспомнить слова главы ведомства о расширении платных парковок.

Столичный градоначальник Сергей Собянин считает, что движение в столице вполне можно регулировать посредством взимания платы за стоянку, а время для введения платного въезда в город еще не пришло.

«Мы ничего этого не делаем. Мы ограничились платной парковкой. Других жестких мер не рассматриваем», — уверяет мэр Москвы.

Между тем, 2 июня комитет Госдумы по транспорту рекомендовал депутатам принять в первом чтении закон «Об организации дорожного движения», разработанный Минтрансом еще в 2012 году. Он позволит региональным властям вводить ограничения по въезду «в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток» в города или их районы. В том числе и посредством введения платы за въезд.

Проект предусматривает и некоторые ограничения для чиновников. Например, органы местного самоуправления должны будут повысить качество работы общественного транспорта, открыть новые маршруты регулярных перевозок или увеличить на них пассажировместимость. Кроме того, администрация в регионах обязана организовать парковки, создать инфраструктуру для велосипедов или иного альтернативного транспорта.

Документ должен был рассматриваться 7 июня, однако депутаты отложили принятие столь спорного закона на осень. Вот пройдут выборы, а там уж видно будет.

Многие парламентарии выступают против введения платы за въезд как в Москву, так и в другие города. В частности, первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак считает, что инициатива по введению очередного оброка для автомобилистов не получит поддержки.

«Если мы введем такую меру, то фактически скажем чиновникам: вместо того, чтобы заниматься инфраструктурой, поиском решений, бюджетов и механизмов для улучшения дорожной ситуации, можно просто повесить знаки и спать спокойно», — уверен чиновник.

Депутата полностью поддерживают и бывший глава Министерства транспорта Виталий Ефимов, представители КПРФ и депутаты «Справедливой России».

«Идет сплошная приватизация дорог, которые были построены в советское время. Надо делать бесплатные парковки, надо делать развязки, уйти от светофорных перекрестков. А эти считают, что чем больше налогов у народа заберут, тем лучше будут жить. Только за счет оброка и дополнительного налога они хотят поправить бюджет», — уверен коммунист Валерий Рашкин.

Да и руководитель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов крайне отрицательно высказывается о введении платы за въезд в мегаполис.

«Муниципалитеты по этому закону могут вообще запрещать проезд любого вида транспорта — допустим, большегрузов, которые везут картошку. Это приведет, безусловно, к краху ряда сельхозпроизводителей и, естественно, к переходу права собственности от одних людей в сторону других. Борьба с пробками идет через борьбу с людьми. Нет человека — нет проблемы, нет автомобилиста — нет пробок», — заявил Шкуматов.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что закон все же будет принят, и в ближайшее время за право въехать в столицу придется платить. Причем, по словам муниципального депутата Басманного района столицы Евгения Будника, плату могут ввести уже осенью 2017 года или в первой половине 2018 года.

Ну а руководитель проекта «Пробок.Нет» Александр Шумский и вовсе видит в законе сплошные плюсы.

«Задача заторов никак не решается дорожным строительством. Машины покупаются быстрее, чем строятся дороги, и даже американцы не смогли ничего поделать в своих городах», — считает общественник.

Мы подозреваем, что эксперт лукавит. Ведь ни для кого не секрет, что только в Москве сегодня строятся десятки жилых комплексов. Много этажей и несколько сотен квартир взамен небольших «пятиэтажек» намекают и на немалое количество машин у жильцов новостроек. Иными словами, власти сначала сами поощряют рост автопарка в мегаполисе, а после начинают придумывать, как бы эти машины выжить из него.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ