Российские власти намерены серьезно и в большом объеме финансировать разработку отечественных беспилотных автомобилей. В результате мы должны получить несколько машин разного назначения.

«Серийный отечественный автопилот». Звучит утопично, но он действительно может появиться. В России на самом верху решено не отставать от ведущих стран в деле разработки машин с автономным управлением. Решено настолько серьезно, что государство готово вкладывать значительные средства в этот проект и даже уже задумалось об изменениях в законодательстве. Правительство готово взять на себя финансирование недешевого проекта аж на 97%! Причем деньги из казны пойдут не только на саму разработку, но и на зарплату людям, которые вовлечены в проект. Соответствующий документ уже подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

В денежном выражении эта сумма составит один миллиард рублей – в месяц! Не слишком ли круто для кризисных времен? Однако деньги обещают раздавать не всем подряд. Для их получения претенденты на субсидии должны выполнить ряд условий: не иметь долгов перед федеральным бюджетом, представить бизнес-план по разработке беспилотника в течение пяти лет с момента получения помощи от государства, а также разработать опытный образец автономного транспортного средства. Особое внимание будет уделяться органам управления и программному обеспечению. Кроме того, у российских производителей, претендующих на получение госпддержки, должен быть собственный полигон, испытательный центр и опытное производство.

Как уже неоднократно рассказывалось в СМИ, КамАЗ совместно с фирмой Cognitive Technologies работают над созданием автономного грузового автомобиля. Система получает информацию с камер и датчиков, а управляют грузовиком сервоприводы, расположенные в рулевой рейке, двигателе и тормозной системе. По словам авторов идеи, серийная версия автопилота способна будет распознавать другие транспортные средства, пешеходов, велосипедистов, дорожные знаки, сигналы светофоров и объекты инфраструктуры. При этом помехой для электроники не станет ни плохая видимость, ни неудобный ракурс.

В окончательном варианте автомобиль сможет ездить по проселочным дорогам, по разбитому асфальту с ямами, кочками и ухабами, а также трассам, на которых разметка отсутствует вовсе. Испытания грузовика на дорогах общего пользования начнутся в 2018 году.

«В отличие от западных аналогов, мы стремимся разработать систему, которая смогла работать на большинстве дорог по всему миру. Как известно, более 70% дорог на Земле имеют плохое качество», — уверен генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров.

Общий объем инвестиций оценивается в 12 миллиардов рублей. Пока партнеры действовали без поддержки государства. Однако наличие ездящего опытного образца и частично завершенный цикл испытаний делают проект основным претендентом на часть бюджетных денег. Глава фирмы Cognitive Technologies отмечает, что основные затраты – это приобретение нового оборудования, необходимого для тестирования системы автопилота, покупка программного обеспечения и зарплата разработчиков. Еще год назад главы этих компаний обращались к Дмитрию Медведеву с просьбой оказать государственную поддержку проекту.

Кроме того, Cognitive Technologies работает вместе с Ростсельмашем и «Арго-Союзом» над проектом «умного агробизнеса». Под этим термином подразумевается адаптация автономных технологий под нужды сельского хозяйства и производства.

«С началом полевых тестирований беспилотных автомобилей на дорогах и сельхозтехники в полях, разработчикам понадобится больше средств для масштабирования разработки, для проведения тестов в разных регионах, в разных погодных и климатических условиях», — пояснил Черногоров.

Не менее интересен проект от Волжской фирмы Volgabus: автономный пассажирский автобус. Концептуальную версию модели уже показали на ВДНХ. Правда, представитель компании, Кирилл Урванцев, сообщает, что организация не подходит под государственные требования из-за слишком малого числа сотрудников.

В то же время владелец Volgabus, НИОКР «Бакулин Моторс Групп», начнет работу в инновационном центре Сколково в следующем году. В списке исследований – разработка систем управления транспортными потоками, робототехника, навигация и решения в области кибер-безопасности. Планы амбициозны: около 30 сотрудников на начальном этапе и до сотни к 2018 году.

В проектах организации принимает участие КБ «Автора», которая также занимается созданием автономного транспорта. Главный проект под названием MATRЁSHKA представляет собой универсальную платформу с электромотором, причем большая часть компонентов для постройки производится в России. На этом шасси можно строить грузовики, автобусы, такси, спецтранспорт для людей с ограниченными возможностями, фургоны для курьерской доставки или мобильные офисы.

Сегодня в Сколково тестируют прототип микроавтобуса, построенного на платформе. Он умеет самостоятельно въезжать и выезжать из гаража, делать остановки для посадки и высадки пассажиров. Пока что тесты проходят на полигоне, но сейчас ведутся работы еще над несколькими экземплярами. Кстати, именно на этом транспорте через два года специалисты фирмы намерены перевозить в Волгограде болельщиков в рамках Чемпионата мира по футболу.

Интересно, что Минпромторг решил стимулировать разработки автопилота еще в конце 2014 года. Тогда ведомство объявило конкурс на 100 миллионов рублей. От победителя требовалось построить серийный автомобиль B-класса, оснащенный системой автономного управления. Принимать участие в конкурсе могли только российские компании. Однако ни один производитель так и не подал заявку на участие. И вот сегодня государство объявило новый конкурс, но уже совсем с другими суммами субсидий.

Есть и другие проекты, однако они менее раскрученные, и по ним гораздо меньше информации. Как бы то ни было, но в деле беспилотного транспорта Россия действительно имеет шансы оказаться в числе лидеров.


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ