Toyota возвращает высокотехнологичный Prius на российский рынок. Машину четвертого поколения предлагают купить за 2,1 миллиона рублей. У нас это штучный товар, а вот в мировом масштабе модель стала культовой.

В этом году Toyota Prius празднует 20-летний юбилей: серийный гибрид первого поколения увидел свет в 1997 году. Для нас есть еще один повод вспомнить родословную первого по-настоящему массового бензоэлектрического автомобиля. После небольшого перерыва любимчик «зеленых» возвращается на российский рынок. Здесь у него, правда, поклонников немного, зато в мире машину оценили: за два десятка лет общий тираж четырех поколений перевалил за шесть миллионов экземпляров.

История модели началась с концепта 1995 года, представленного на родном Токийском автосалоне, который к декабрю 1997-го превратился в серийную модель первого поколения с индексом XW10. Но это для публики, а работа над машиной началась, разумеется, гораздо раньше. Боссы «Тойоты» одними из первых задумались над тем, какой должна быть силовая установка автомобиля XXI века. Так появился проект Global 21 по созданию глобальной модели с принципиально новыми агрегатами. Его главным инженером был назначен Такеши Учиямада. До того момента у него не было опыта разработки автомобилей целиком, он специализировался на борьбе с шумами и вибрациями, руководил созданием центров разработки автомобилей.

Но первый блин не вышел комом. Группа Учиямады подошла к заданию крайне ответственно (хотя когда японцы поступали иначе?). Изначально идея заключалась в том, чтобы довести до идеала с точки зрения экономичности обычный двигатель внутреннего сгорания. Но практически сразу возникло соображение, что в мире будущего запасы нефти будут истощаться, и одной оптимизацией существующих агрегатов не обойтись. Так возникла гибридная схема. Команда инженеров выбирала из 80 (!) различных вариантов, пока в конечном итоге не остался единственный, который и занял место в серийной машине.

Toyota Hybrid System (THS), как ее потом назвали, отличалась от существовавших на тот момент схем – параллельной, когда электромотор помогает двигателю внутреннего сгорания при разгоне, и последовательной, когда бензиновый мотор приводит генератор, а не колеса. THS подразумевает более сложный алгоритм. Энергия делится между бензиновым мотором, работающим по экологичному циклу Аткинсона с более коротким тактом сжатия, тяговым электромотором и генератором. Мощность, потребляемая двигателями, гибко регулируется электроникой в зависимости от ситуации. Излишек вырабатываемой генератором энергии запасается в аккумуляторном блоке и поступает на тяговый электромотор при разгоне.

Сжатые сроки и революционная схема не помешали реализации проекта, и машина встала на конвейер в срок. Изначально Prius продавался только в Японии и частным порядком попадал в другие страны с левосторонним движением. Силовая установка состояла из 58-сильного бензинового атмосферника объемом полтора литра и ассистировавшего ему 40-сильного электромотора. Заявленный расход топлива для компактного седана составлял менее пяти литров на сотню. В то время, напомним, еще не вошли в моду система старт-стоп и прочие экологические ухищрения, так что официальные цифры были гораздо ближе к реальности, чем сегодня.

Разработка автомобиля обошлась «Тойоте» в миллиард долларов. Маркетологи понимали: стоит выставить на автомобиль реальную цену, и охотников испробовать на себе инновационный продукт не найдется. Так что в продажу Pruis пошел, стоя чуть дороже «Короллы», примерно вдвое ниже своей реальной себестоимости. Вот за такие деньги приобщиться к новым технологиям были готовы многие. За 1998 год в Японии реализовали 17 тысяч гибридов, а модель стала «Автомобилем года».

В 2000 году Toyota Prius прошла первую модернизацию. Отдача ДВС выросла до 70 л.с., электромотора – до 44. В этом же году модель отправилась завоевывать другие страны: летом стартовали продажи в США, осенью – в Европе. С 1997 по 2003 годы по всему миру разъехалось около 123 тысяч «Приусов» первого поколения.

Во втором поколении конструкторы исправили один из главных недочетов предшественницы. Toyota Prius привлекала, как правило, семейных людей, для нужд которых седан не слишком подходил (помним, что мы говорим о Европе, Японии и США, где, в отличие от России, седан в качестве единственной машины на все случаи жизни не рассматривается). Автомобиль превратился в пятидверный лифтбек, попутно прибавив по части аэродинамики. Стал просторнее салон за счет выросшего в длину почти на 20 сантиметров кузова, а краш-тест по методике EuroNCAP принес автомобилю пять звезд за защиту взрослых пассажиров. Бензиновый двигатель 1.5 «Приуса» с индексом XW20 развивал 76 л.с., его электрический собрат – 67.

Приобретенные качества наложились на уже заработанную репутацию надежной и крайне экономичной модели, и дела «Приуса» пошли в гору. В 2005 году он стал «Автомобилем года» в Европе, в 2006-м продажи в США составили 200 тысяч экземпляров, а в 2008-м Toyota рапортует о выпуске миллионного экземпляра. Миллион гибридов всего за девять лет выпуска – отличный результат для мира, который фактически был не знаком с подобной концепцией до появления «Приуса». Кстати, в первой половине 2000-х гибридные «японцы» стали появляться и на российских дорогах. Их ручеек пошел со стороны Дальнего Востока.

У «третьей» Toyota Prius, вышедшей в 2009 году, рабочий объем бензинового мотора вырос до 1,8 литра, но мощность осталась прежней. Зато электродвигатель окреп до 80 л.с. В общем и целом концепцию автомобиля не меняли. Основные усилия сосредоточили на снижении расхода энергии и дизайне. С самого начала своей карьеры третья генерация гибрида официально продавалась в России. Поборников экологической чистоты и охочих до всего нового гиков у нас набралось немного: с 2009 по 2016 годы владельцев нашли около 900 автомобилей. Любопытный факт: порядка полутора тысяч «Приусов» этого поколения заказала для полиции Украина. Часть этих машин после перехода Крыма в состав России сменила гражданство.

Став успешным, Prius превратился в целое семейство. В 2009 году Toyota показала прототип подзаряжаемого гибрида, и спустя два года он перешел в статус серийной машины. Литий-ионная батарея емкостью 4,4 кВт*ч обеспечивала пробег на электричестве до 18 километров. В начале 2011-го представлен компактвэн Prius V с увеличенной колесной базой, а после него подоспел субкомпактный хэтчбек Prius C.

Наконец, на Франкфуртском моторшоу 2015 года дебютировал Prius четвертого поколения. Автомобиль переехал на новую платформу – модульную архитектуру TNGA, обрел версию с полным приводом (разумеется, не механическим, а электрическим) и шокировал дизайном. При этом задержку машины с дебютом японцы объяснили именно тем, что топ-менеджерам не понравился первый вариант стиля. То есть перед нами – «улучшенная» версия. К семейству уже успел присоединиться подзаряжаемый гибрид Prius Prime, обеспечивающий экологически чистый пробег до 35 километров.

Российские дилеры, распродав в 2016 году остатки автомобилей третьей генерации, взяли паузу в ожидании решения головного офиса. И несмотря на сложную ситуацию на нашем рынке, японцы решили продолжать поставки. Заказы на новый Prius уже принимаются. Гибрид в единственно доступной комплектации «Люкс» оценили в 2 112 000 рублей. В списке оснащения – семь подушек безопасности, полностью светодиодное освещение, климат- и круиз-контроль, навигация, система ЭРА-ГЛОНАСС, кожаная отделка салона, проекционный дисплей. Посмотрим, много ли найдется охотников до машины, ставшей еще более оригинальной.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ