Система подготовки водителей в России оставляет желать лучшего. Это очевидно даже неспециалистам – любому, кто прошел обучение в обычной автошколе. В связи с этим в автоинспекции предложили пакет поправок, которые сделают процесс получения заветного документа сложнее.

Так сложилось, что массу околоавтомобильных тем в России не могут привести в порядок годами и непрерывными периодами реформ. ОСАГО перекраивают без остановки уже года четыре, и конца этому процессу не видно. Изменения в системе техосмотра и обучения водителей, преподносившиеся в свое время как радикальные, наводящие порядок в сфере, благополучно провалились. Правительство и различные ведомства снова в раздумьях, как бы их привести в цивилизованный вид.

ГИБДД как структура наиболее заинтересованная и близкая к теме не остается в стороне и выдвигает свои инициативы. Последние касаются обучения водителей и сдачи на права. Поправки к федеральному закону «О безопасности дорожного движения», как утверждают, опираются на опыт других стран. В теории неплохо, но соотносятся ли они с российскими реалиями?

Первая часть касается мотоциклистов. Сегодня они могут получить права нескольких категорий. Общая А дает право управлять всеми байками, «облегченная» А1 – только с моторами объемом до 125 «кубиков» и мощностью до 15 л.с, М – для мопедов и скутеров с двигателями не более 50 кубических сантиметров. Основную категорию можно получать с 18 лет, А1 и М – на два года раньше.

ГИБДД предлагает более сложную и многоступенчатую процедуру. Возрастной ценз для А-категории, по мнению ведомства, нужно повысить до 20 лет. И получить ее сразу будет нельзя: сначала извольте отучиться по разряду А2, с которым можно рулить байками мощностью до 47 л.с. Причем в автоинспекции додумались учесть, что легкий мотоцикл с такой отдачей может оказаться достаточно скоростным. Поэтому ввели еще и отношение мощности к массе – не более 0,27 «лошади» на один килограмм.

Если опыт вождения отсутствует вовсе, права категории А вам откроют не раньше 24 лет. Видимо, предполагается, что к этому возрасту человек умнеет, и юношеской «отмороженности» в поведении на дороге у него уже нет. Напомним, что больше двух лет назад в ПДД ввели пункт, запрещающий перевозить на мотоцикле пассажира, если стаж водителя по этой категории не достиг двух лет. Как соблюдается норма, и какой эффект она дала, в ГИБДД до сих пор не рассказали. А вот поправка, вводящая «город» в практическую часть экзамена по вождению для байкеров так и не появилась, хотя ее полезность все признают вроде бы единогласно.

Ужесточат требования к водителям грузовиков и автобусов. Сейчас открывать категории С (грузовики полной массой более 3,5 тонны) и D (автобусы вместимостью более восьми мест) разрешается с 18 лет, что подразумевает полное отсутствие опыта. Планку собираются поднять до 21 года для грузовых машин и до 24 лет, если собираетесь перевозить пассажиров. Более того, необходимо будет иметь как минимум годовой стаж управления легковой машиной. По дате выдачи прав, разумеется: проверить, реально ли человек садился за руль, или только получил документ «для галочки», невозможно.

Обменять иностранное водительское удостоверение на российское с категориями С и D можно будет только после сдачи экзаменов в российской ГИБДД. Это правило не коснется граждан соседних Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

А вот и поблажка. Несовершеннолетним собираются разрешить сдавать экзамены на категорию В с 17 лет и даже садиться за руль до достижения 18-летнего возраста. По действующему законодательству пройти «теорию», «площадку» и «город» можно, но документ вы получите только после наступления совершеннолетия. В ГИБДД уверены, что допускать 17-летних за руль можно, если рядом будет находиться сопровождающее лицо. По предварительной информации, ему должно быть не меньше 23 лет, и его стаж вождения – не менее пяти лет.

Напомним, что три года назад регламент сдачи на права серьезно изменили. За две ошибки на теоретическом экзамене в рамках одной темы – пересдача. За каждую из двух разрешенных ошибок в разных темах – по пять дополнительных вопросов из того же раздела, и ошибаться в них нельзя. Введены новые билеты в свете последних изменений в ПДД. Пересмотрен набор упражнений на площадке и система штрафных баллов.

Год назад в одном материале мы собрали все накопившиеся к тому моменту предложения по очередной реорганизации системы подготовки водителей. Среди них самое революционное – объединение «площадки» и «города» в одну часть. Каким образом, разъяснено не было. Неоднозначными оказались и другие идеи. Поэтому-то они до сих пор лежат под сукном. Вместе с ними периодически звучат призывы разделить права на любительские и профессиональные, запретить начинающим водителям покупать мощные машины и мотоциклы. Но все это обсуждается вяло, практически никак, а потому предсказать дату вступления изменений в силу и их объем сейчас невозможно.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ