Пьяное вождение – это преступление. Поэтому и кара за это нарушение самая серьезная из всех возможных для автомобилистов. Но безальтернативное лишение прав вкупе с немаленьким штрафом порождают и коррупционные риски. Как не запутаться в сложной процедуре освидетельствования?

Согласно российскому законодательству, нетрезвый водитель в лучшем случае может рассчитывать на штраф в 30 тысяч рублей и полтора года лишения прав. Далее наказание ужесточается в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств – вплоть до уголовной статьи. Понятно, что перед тем, как применить суровую кару, закон требует установить факт опьянения максимально точно, с соблюдением множества процедур.

Действия инспектора ДПС при проверке водителя на состояние опьянения прописаны в двух законах – постановлении правительства №475 и приказе МВД №185. Согласно им, подозрения у полицейского должны возникнуть при наличии у автомобилиста одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Вроде бы всё прописано черным по белому, но в то же время все пункты подразумевают субъективную оценку инспектора. Отстоять мнение, не совпадающее с его точкой зрения, попросту невозможно. Выходит, в реальности на «продувку» можно отправить любого.

В большинстве случаев проверка проходит по следующему сценарию. Патруль останавливает машину, проверяя документы, инспектор задает водителю пару-тройку вопросов и внимательно «нюхает» ответы. Если никаких подозрений не возникает, то этим все и ограничивается. В противном случае возможны различные сценарии.

Скорее всего, автомобилисту сразу предложат «дунуть в трубочку». Возможно, даже не выходя из машины. Это первое нарушение. Закон требует перед проверкой составить протокол отстранения водителя от управления транспортным средством. Освидетельствование проводится в присутствии двух понятых или под видеозапись (тогда посторонние люди в качестве официальных наблюдателей не требуются). Более того, сунуть под нос любой прибор тоже нельзя. Алкометр должен быть оснащен принтером, который сразу же распечатывает результат проверки. Подозреваемый в нетрезвом вождении вправе потребовать предоставить информацию о поверке тестера. Это может быть как отдельное свидетельство, так и отметка в паспорте. Более того, перечень допущенных к использованию приборов ограничен и доступен на сайте Росстандарта (в поисковой строке «Тип или наименование» достаточно ввести слово «алко»).

В России допускается содержание абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха. Заметьте: пьяным считается только тот водитель, у которого зафиксированный показатель больше этого значения. С цифрами «0,16» на чеке он не является нарушителем. Вне зависимости от результата, по окончании проверки автоинспектор должен оформить акт, заверить его подписями понятых и приложить к нему распечатку из алкометра. Копия документа остается у водителя вместе с составленным ранее протоколом об отстранении от руля.

Если вы не согласны с результатом, настаивайте на проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Его проводит врач. Важный нюанс: «просто» освидетельствование на дороге и медицинское освидетельствование – принципиально разные вещи! От первого можно отказаться без всяких последствий, потребовав сразу перейти ко второй процедуре. Отказ от последней уже квалифицируется по статье 12.26 КоАП и наказывается точно так же, как и доказанное нетрезвое вждение. Направление на медосвидетельствование требует составления еще одного протокола (уже третья бумага после протокола об отстранении и акта), также за подписями понятых и копией для водителя. Любопытный момент: настоять на направлении на медосвидетельствование может и сам инспектор. Это происходит в том случае, если прибор показал разрешенные законом числа, но у гаишника все равно есть сомнения в трезвости автолюбителя.

Часто при спецоперациях по проверке на трезвость на месте уже присутствует медицинский автомобиль с врачом. В этом случае потянуть время за счет поездки до стационара не удастся: придется «дуть» сразу после составления протокола. Но и тут все не так просто. Водитель вправе потребовать лицензию, где должно быть указано разрешение на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). Проверку может проводить врач любой специальности, а в сельской местности – фельдшер.

При тестировании в медучреждении используются те же алкометры, что стоят на вооружении автоинспекторов. Правда, законом установлена обязанность взять две пробы выдыхаемого воздуха с интервалом 20 минут Это еще одно удлинение процедуры, позволяющее «согнать» небольшое превышение нормы, выявленное при первой проверке на дороге. Кроме того, в спорных случаях (например, при подозрении на употребление наркотиков) у водителя могут взять на анализ кровь или мочу. По окончании проверки снова составляется акт.

Даже если водитель оказывается «чист» только на самом последнем «выдохе», претензий к нему нет. После проверки гаишники обязаны отвезти автовладельца обратно к его машине, вернуть все документы и составленные бумаги. Если же ниже разрешенных 0,16 мг на литр концентрация алкоголя не упала, то добро пожаловать в суд за неизбежным лишением прав.

Опротестовать медицинское заключение можно, пройдя самостоятельно еще одну, независимую экспертизу. Сроки ее не регламентированы, но очевидно, что сделать это нужно максимально быстро. Проверку спустя несколько часов суд во внимание не примет: понятно, что водитель успел протрезветь естественным образом. В случае, если вы собираетесь оспаривать результаты, необходимо уведомить об этом суд.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ