Развитие технологий и причуды маркетологов меняют машины с головокружительной скоростью. Вспоминаем, с чем мы уже распрощались, и какие элементы конструкции рискуют исчезнуть в ближайшие годы.
Сразу оговоримся: вспоминать о карбюраторе, трамблере, барабанных тормозах на передних колесах и прочих спрятанных от глаз нюансах не будем. Технический прогресс за последние годы коснулся, пожалуй, всех узлов и агрегатов. Так что, поставив рядом вазовскую «классику» и Volkswagen Polo в топовой комплектации, легче будет сказать, чего у них общего, чем отличающегося. Автомобили эти хотя и относятся к одному сегменту, но были его представителями в разные эпохи.
Одной из первых опций, создающих дополнительный комфорт для водителя, стал радиоприемник. В конце 1980-х на нем наравне с кассетным проигрывателем стали появляться прорези для компакт-дисков. Кассеты практически полностью вымерли в штатных аудиосистемах на рубеже веков, а CD подошли к завершению карьеры только сейчас. К примеру, некоторые модели Ford 2018 модельного года впервые за почти 30 лет будут оснащаться «музыкой» без возможности проигрывать диски. Да что там: заводские головные устройства «Лад» уже не первый год выпускаются только со слотами USB и SD! Наряду с удобными флешками и подключением смартфона по Bluetooth в автомобили приходит интернет-вещание. Скоро автомобилистам не придется ничего скачивать дома и нести в машину, достаточно будет подключения к всемирной паутине в самом автомобиле.
Зеркала заднего вида дошли до нас с самых первых автомобилей. Да, они стали заметно больше в размерах, получили регулировку рукояткой из салона, а затем и электропривод, обрели функции обогрева и самозатемнения, а в их корпуса теперь встраивают повторители поворотников. Однако сама их суть прежняя: обеспечивать обзор водителю. При движении назад теперь помогают парктроник и камеры, а вот в обычном режиме зеркала – главные ассистенты. Идея заменить их видеокамерами встречается на концепт-карах не один десяток лет. В серии воплотилась только замена салонного зеркала. На электрическом суперкаре Audi R8 e-tron оно было чисто цифровым – ЖК-экраном, транслирующим изображение со скоростной камеры на корме, а на кроссовере Cadillac XT5 оно даже более навороченное, бифункциональное. Смотреть назад можно через обычное зеркало или, повернув рычажок, с помощью той же камеры заднего обзора. Скоро аналогичная технология наверняка найдет применение и на других моделях.
Уходят в прошлое аналоговые комбинации приборов, производители переходят на большие ЖК-дисплеи. Правда, большинство пока оставляет на них классические циферблаты, только уже нарисованные. Зато в остальном у владельца широкий простор для фантазии. Можно менять цветовое оформление, наборы выводимых данных и их компоновку. Пожалуй, лидером по этой части на сегодняшний день является Mercedes E-Class. В топовых версиях у него два монитора диагональю по 12,3 дюйма, разделенные на несколько зон, в каждую из которых можно вывести свой блок информации. При этом в базовой версии у модели все еще применяются традиционные приборы без особых изысков. У Audi экраны поскромнее, зато практически на всю площадь левого можно вывести красочную карту навигации.
Меняют свой облик привычные органы управления. Педали местами пока, к счастью, не меняют, и руль не трогают (хотя на концептах с автопилотом его все чаще делают убирающимся в недра передней панели). Селектор автоматической коробки передач на большинстве премиальных моделей утратил механическую связь с агрегатом. А раз так, то не все ли равно, каким действием передавать электрические импульсы? Сегодня применяется множество вариантов: подрулевой рычажок, кнопочное управление, поворотная шайба, джойстик. Разве что до сенсорного экрана еще не додумались! На удобство пользования изыски особо не влияют (трансмиссия-то автоматическая!), а вот на дизайн – в изрядной степени.
Все реже можно увидеть «кочергу» стояночного тормоза между передними креслами. Ей на смену пришла скромная клавиша около селектора КПП. Поклонники дрифта в печали, зато новая схема позволяет реализовать автоматическую постановку и снятие с «ручника» при остановке и трогании автомобиля, что для абсолютного большинства пользователей несомненное удобство.
Обилие опций сделало невозможным управление ими с помощью физических клавиш. Если на каждую функцию заводить отдельную кнопку, не хватит места на передней панели! Результат – «переезд» большинства настроек в недра мультимедийной системы. Для удобства пользования их учат реагировать не только на прикосновения, но также на слова и жесты. Придется привыкать к такому общению с автомобилем: «наворотов» в нем меньше уже не станет.
Видимо, скоро мы останемся и без ключей-брелоков от машины. Производители экспериментируют со следующей ступенью бесконтактного доступа: сигнал на разблокировку замков подаст смартфон владельца. Электронщики полны энтузиазма, а вот независимые тесты свидетельствуют: даже сегодняшние системы доступа в салон и запуска двигателя без ключа беззащитны перед угонщиками, которых теперь корректнее называть хакерами. А через несколько лет мы, вероятно, потеряв телефон, останемся еще и без машины!
Из внешних деталей самые глобальные метаморфозы произошли с оптикой. Светодиоды активно вытесняют лампы накаливания и ксенон. Последний появился в начале 1990-х, но уже сегодня даже бюджетные модели отдают предпочтение LED-технологии. В частности, такими фарами щеголяет хэтчбек гольф-класса Nissan Tiida, да и другие его одноклассники перешли на современный свет. Что уж говорить о прочих источниках света, которые не столь сложны, как головная оптика. Кстати, первым в мире автомобилем, у которого даже в базовой комплектации применяются только светодиоды, стал в 2013 году Mercedes S-Class в кузове W222.
Перечисленные «фишки» уже стали обыденностью в дорогих машинах и постепенно «спускаются ниже». Вероятно, некоторые из них через 3-5 лет появятся и в недорогих «Ладах». Что касается опций более отдаленного будущего, то о них мы писали в статье о том, чему мы перестанем удивляться.