Помимо установки дорожных знаков, лежачих полицейских и камер фиксации нарушений, есть и другие способы добиться от водителей ездить медленно. В том числе – достаточно изощренные.
Какой же русский не любит быстрой езды? Однако это утверждение смело можно применять не только к водителям из нашей страны. Посильнее нажать педаль газа любят автомобилисты во всем мире. Так что способы обуздать лихачей актуальны практически в любой стране.
Например, в Калифорнии придумали интересный способ ограничения въезда транспорта на пляжи – шипы на дороге. Прямо на съезде с дороги торчит ряд острых «кольев», при наезде на которые можно запросто повредить покрышки. Но проехать все же можно. Чуть в стороне всегда можно найти будку охранника со шлагбаумом, который без проблем за определенную плату пропустит автомобиль на парковку. Ну а на выезде водителю опасаться шипов уже не следует. Они направленные, так что, когда «оплаченный» транспорт на них заезжает, приспособление прячется в землю.
В Нью-Йорке чиновники не только взимают драконовские штрафы за нарушения, но и рисуют заведомо узкие парковочные места, в которые влезают только достаточно компактные автомобили. Но обладателей роскошных бизнес-седанов это останавливает мало. Вот только нередко, вернувшись к своему транспортному средству, владелец обнаруживает его зажатым с двух сторон. И в этих случаях приходится применять силу и расталкивать соседей по стоянке. Поэтому в Америке (как, заметим, и в некоторых европейских странах) бамперы считаются расходником. Вот только бережливые американские водители придумали обвешивать машины старыми покрышками. С ними и удар мягче, и повреждений меньше.
Еще больше занимательных способов угомонить торопыг придумали европейские власти. Причем подчас эти меры можно назвать кровожадными, а нарушителей после них вполне может ожидать дорогостоящий ремонт машины.
В Швеции, например, применяют не только привычные российским водителям «лежачие полицейские». Есть и инновационные. Их автомобилисты, едущие по правилам, всегда проезжают без проблем, по ровном асфальту. А вот нарушителей ждет сюрприз. Специалисты фирмы Edeva доработали искусственную неровность, оснастили ее датчиками и гидроприводом, и назвали все это Actibump.
Если электроника фиксирует превышение скорости, датчик дает гидравлическим механизмам команду привести «полицейского» в боевой режим. То есть дорожное полотно, до того бывшее идеально ровным, провалится на шесть сантиметров. Последствия падения в такую яму могут быть самыми разными, ну а нарушитель в следующий раз дважды подумает, стоит ли оно того.
Еще опаснее для автолюбителя может оказаться встреча с бетонными островками в пригородах Амстердама в Голландии. В этих местах очень много пенсионеров и инвалидов-колясочников. Они передвигаются по дорогам на медленных четырехколесных электроскутерах очень малой мощности. На велосипедные полосы их не пускают, на тротуарах места также не нашлось. Вот и осталась для них только проезжая часть. Его своей скоростью они раздражают даже спокойных голландских водителей. Чтобы снизить количество аварий, администрация города придумала интересный ограничитель.
Там чиновники обошлись без современных средств, но способ, тем не менее, весьма действенный. Посреди ровной дороги оборудованы бетонные островки со знаками, предписывающими объезд препятствия по встречной полосе. Высота ограждения подобрана таким образом, чтобы зазевавшийся водитель влетел в него защитой картера.
Но далеко не всегда власти вынуждены использовать столь зверские способы снижения скорости. В Великобритании, к примеру, придумали «пьяную» разметку. Она зигзагами вьется перед опасными участками дорог, так что автомобилисты просто вынуждены притормаживать. При этом разметка в этих местах выпуклая, чтобы сильнее бить по колесам и принудительно заставлять ехать змейкой.
Кроме того, во многих европейских городах активно сужают полосы движения. Этим способом, к слову, активно заинтересовался и столичный Дептранс. Но, если в ЕС подобная мера действительно приводит к успокоению движения в городах, то в России культура езды в целом ниже, да и «сжимают» проезжую часть в самых пробочных местах, так что часто этот способ в нашей стране приводит к мелким неприятным авариям. Кстати, еще одной мерой на европейских дорогах стал отказ от традиционных перекрестков: во многих местах им на смену пришло круговое движение. Ну а место ровной обочины заняли дорожки из булыжника шириной около полуметра – чтобы не было стимула проехать перекресток побыстрее, спрямив траекторию.
Нашей стране тоже, кстати, есть чем похвастаться. В России принято бороться с нарушителями самым простым из всех возможных способов: нет дорог – некуда гнать. Так что отсутствие хорошего асфальта можно тоже рассматривать как ограничительную меру. И не нам первым пришла в голову эта мысль. Еще пять лет назад глава ГИБДД Костромской области в одночасье стал звездой всех новостных лент.
«Хорошие дороги для нас — зло. Можно и так сказать. На протяжении последних пяти лет у нас идет снижение аварийности по всем направлениям деятельности. За первое полугодие 2013 году мы снижаемся на 13,5% по общему количеству ДТП. Произошел рост погибших в июне месяце, связанный с тем, что часть дорог регионального значения потихоньку приводится в соответствие», — на полном серьезе заявил Сергей Чернышов.