Кризис выкашивает отдельные модели и целые марки. А если копнуть чуть глубже, то выяснится, что под угрозой исчезновения оказались целые классы! С чем мы доживем до момента оживления продаж?

Мы были бы сами рады написать что-нибудь оптимистичное, но российский авторынок – увы! – не дарит нам такой возможности уже многие месяцы. Продажи падают в бездонную пропасть, представительства сокращают модельную линейку (причем порой – до абсолютного нуля) или вовсе впадают в состояние летаргического сна. Если к первой категории можно отнести львиную долю фирм, то решившихся на второй исход можно пересчитать по пальцам одной руки. Это Opel, Chevrolet, SsangYong, Great Wall и Honda, не считая «мелкой рыбешки» из Поднебесной, которая приходит к нам в нелепой надежде вдруг с ходу завоевать сердца покупателей и уходит столь же тихо, и эта тенденция не зависит от глубины кризиса.

Эксперты портала autoreview.ru подсчитали: за минувший год нас покинули 62 модели. Как минимум треть от этого количества – на счету пяти указанных выше брендов. Не по одной машине исчезло с официальных сайтов Ford (миниэны Galaxy и S-Max, пикап Ranger, кроссовер Edge), Nissan (пикапы Navara и NP300, седан Teana), Renault (седан Logan первого поколения, компактвэн Scenic, седан Latitude), Citroen (хэтчбеки DS5, C1 и C4), Mazda (хэтчбек Mazda2, компактвэн Mazda5 и кроссовер CX-9), Toyota (хэтчбек Auris, компактвэн Verso и кроссовер Venza), Volkswagen (компактвэн Touran и хэтчбек Scirocco) и Suzuki (хэтчбеки Splash и Swift). Также нас покинули седан Hyundai Grandeur, несколько дизельных версии Audi (без сокращения выбора моделей), Infiniti Q60 и Lexus CT200h.

Ах да, чуть не забыли о хэтчбеках и универсалах Lada Priora, но их вряд ли можно отнести к последствиям кризиса. Просто с появлением «Весты» АвтоВАЗу понадобилось как-то развести на рынке флагмана бывшего и флагмана нового. Придумали понизить ветерана до самой нижней ступени в иерархии, превратив в сверхдешевую модель. Полностью отказаться от устаревшей модели не дает ни все еще присутствующий спрос, ни необходимость сохранять рабочие места в кризис.

Можно еще потравить себе душу теми машинами, которые должны были добраться до наших дорог, но не сделали этого. Таковых больше десятка, причем есть среди них и потенциальные бестселлеры (в мирное время, разумеется): Skoda Fabia, SsangYong Tivoli, Mazda CX-3…

Любопытно проанализировать тенденции в отдельных сегментах рынка. Напомним, что в целом продажи просели на 35,7%. По данным информационной системы «Автостат-Радар», гораздо лучше среднего показателя выступили представительские седаны, а также купе и кроссоверы. Спрос на них снизился на 17,5% и 19,9% соответственно. Впрочем, все логично: к этим группам относятся самые дорогие машины на рынке, которые традиционно меньше прочих страдают от кризисных явлений. Здесь правит бал большая немецкая тройка, разбавленная японскими брендами. А они, как уже было сказано выше, свою палитру практически не корректировали.

Сегмент «В» потерял 20% покупателей. На первый взгляд, удивительно: самые дешевые автомобили на рынке – и столь неплохой показатель. На самом деле, их покупатели почувствовали на себе пике рубля и экономики очень сильно. Однако в то же время на «бюджетников» обратили внимание те, кто в благополучные времена поставил бы в свой гараж более дорогой автомобиль – кроссовер или хотя бы представителя С-класса. Подтверждением этому тезису служат минусы, показанные указанными сегментами. Вседорожники всех мастей в 2015 году продавались на 40,7% хуже, чем годом ранее, а гольф-класс – на 53,7%.

Заметим, что машины В- и С-классов, а также SUV в сумме занимают 87,5% российского рынка! Львиная доля покупателей выбирает между моделями из этих трех секторов. Значит, приток покупателей к «Ладе Гранта», Hyundai Solaris и им подобным обеспечил отток заинтересованных от более дорогих автомобилей.

Сегменты «D» и «Е» упали на 31,6% и 33,6% соответственно. Показатели чуть лучше среднерыночных. Могло быть хуже, но ситуацию вытянули – опять же – многочисленные премиальные модели. Хотя и ряды их покупателей тоже изрядно поредели: из линеек BMW третьей и пятой серий, Mercedes C- и Е-классов наибольшим спросом пользовались самые доступные модификации со скромным набором опций.

Однако остались еще три раздела, которые изрядно поредели в минувшем году и, говоря откровенно, находятся под угрозой полного исчезновения в наступившем. «Красную книгу» российского рынка открывают пикапы, интерес к которым снизился на 49,7%. Здесь фактически осталось всего четыре модели: ведущие борьбу за первое место Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, «УАЗ Пикап» и идущий четвертым Volkswagen Amarok. Грузопассажирские модели от марок Ford, Mazda, Nissan, SsangYong и Great Wall к нам больше не ввозятся.

На 59,7% меньше покупателей стало у малышей А-класса. Городские субкомпакты никогда не пользовались в России большим спросом, а в кризис и вовсе остались не у дел. Полноценной борьбы в сегменте нет. По старой памяти умеренно популярен Matiz, сменивший марку с Daewoo на Ravon. В разы хуже расходится дорогой Kia Picanto, находить владельцев которому мешает цена на уровне более просторного и представительного Rio. Наконец, есть стильный Smart – имиджевая игрушка для очень обеспеченных людей.

Минус 60,1% – у компакт- и минивэнов. И с этим классом ситуация наиболее печальная. Самый дешевый его представитель – Citroen C4 Picasso со стартовой ценой около 1,4 миллиона рублей. Остальные дороже и все ввозятся исключительно по предварительным заказам. Из наличия можно найти производные от коммерческих моделей от Volkswagen и PSA: видимо, только они и будут поддерживать жизнь в сегменте в 2016 году.

Итого: к концу 2016-го мы можем подойти с вымершими классами городских субкомпактов и вэнов, а также близкими к этому состоянию С-классом и пикапами. А исход отдельных моделей продолжится, хотя, вероятно, замедлится.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ